Быть «Русскому дому» в древнем Ярославле

Круглый стол в ресурсном центре этнокультурного просвещения


Краевед Наталья Обнорская, рассказывая на одной из недавних школьных экскурсий о ярославских питомцах легендарной, времен Великой Отечественной войны, Соловецкой школы юнг, спросила ребят, как называется форменный головной убор матросов русского флота, тот самый, с лентой на околыше – носили его и юнги. Каково же было удивление экскурсовода, когда ответом на ее вопрос стало недоуменное молчание. Никто из подростков не знал пребывающего в русском языке два столетия, а то и больше, слова «бескозырка». Можно отнестись к этому как к случайному досадному недоразумению. Но известный ярославский краевед своей откровенной тревогой поделилась не «вообще», а строго в тему – выступая на майском круглом столе в ресурсном центре этнокультурного просвещения «Русский дом как условие сохранения, возрождения и развития народных традиций в древнем городе Ярославле». Дискуссия проходила накануне Дня славянской письменности и культуры и была посвящена памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия,

составителей славянской азбуки, первых переводчиков на язык наших предков книг Священного Писания. Судя хотя бы и просто по курьезу со словом «бескозырка», вынесенная на обсуждение проблема не была из разряда каких-то академических тонких материй – имела прямой выход к тому, что волнует людей здесь и сейчас. Не будем обижать недоверием всех наших сверстников соловецких юнг эпохи Интернета, люди они любознательные и неленивые. Знают они столько всего, но замечено не нами: школьники у нас со знанием дела поддержат разговор о богах и героях Древней Греции, а много ли среди них тех, кто толково объяснил бы смысл ну хотя бы самых первых букв алфавита Кирилла и Мефодия кириллицы? А ведь в них – аз, буки, веди, глаголь, добро, живете, земля – зашифрована вся мудрость жизни, понятная любому, близкая вековечным нормам крестьянского бытия и той традиционной культуре, что держится на подлинниках, передаваемых из поколения в поколение или воссозданных по первоисточникам. Ведай Бога, говори о добре и добро делай, живи землею и на земле. У всего, что издревле умели наши предки – у навыков кройки и шитья, кузнечной ковки, резьбы по

дереву, лепки на гончарном круге, обжига глиняной игрушки и хозяйственной утвари, скручивания кукол-оберегов, праздничных массовок с песнями и частушками, народных игр на кругу был обережный смысл. Оберегали душу человека от грехов и пагубных страстей, от бед и невзгод его детей и близких, не давали погаснуть его домашнему очагу.

Так что разговор за круглым столом шел, как видите, отнюдь не о клубной, той, что на сцене, художественной самодеятельности (у нее свои проблемы) и не о тех «культурных услугах» для отдыха и развлечения, как сплошь и рядом понимают культуру в официальных кругах. С болью душевной как о насущной злобе дня говорили о возвращении в жизнь бытовых традиций русского народа, об их вживлении в современный уклад жизни такого крупного индустриального города, как Ярославль. Прежде чем вынести на обсуждение концепцию центра этнографии и культурного наследия «Русский дом» - с исследовательской лабораторией, музеем, мастерской ремесел, библиотекой, школой традиционной культуры, информационно - туристским центром - автор проекта, председатель общества «Петропавловская слобода» Надежда Балуева

первым делом постаралась дать понять слушателям, что речь пойдет не о каком-то виртуальном «воздушном замке», а об овеянной всеми ветрами народных судеб исторической территории комплекса Ярославской Большой Мануфактуры, заложенной повелением Петра I вместе с храмом первых апостолов Петра и Павла, регулярной планировкой жилья для рабочих и служащих, парком с каскадом прудов на родниках. Не оставила докладчик без внимания и то, что нынешний Перекоп переживает, мягко говоря, не лучшие времена. Микрорайон страдает от безвкусной точечной застройки, пустуют недавно расселенные корпуса бывшего фабричного поселка, не ухожен Петропавловский парк с заросшими дренажными канавами, прорытыми еще в петровские времена, с руинами светелки, где над императорскими заказами - одевали армию, ставили петровский флот под паруса - трудились ткачи первых владельцев ЯБМ Затрапезновых, а пруды по оценке экологов давно исчерпали все ресурсы самоочищения.

Впервые «Петропавловская слобода» заговорила обо всем этом перед 1000-летием Ярославля. Инвестиционный проект

возрождения комплекса ЯБМ был включен в программу подготовки к юбилею. В кризисные времена его оргкомитет, кто помнит, замысла просто не осилил. Но теперь, после затяжного расселения корпусов, проект получил новую актуальность – в прессе среди прочих обсуждался и вопрос о переводе сюда подразделений правительства области. На таком остропроблемном фоне очертания будущего центра традиционной культуры в докладе Надежды Балуевой просматривались особенно отчетливо. Начало было положено Музеем фабричных Волковых – там по сей день и часть музейной экспозиции, и штаб-квартира «Петропавловской слободы», и жилье ее председателя. Еще одним филиалом центра может стать двухэтажный дом, где живет и пишет свои картины в стиле наивного искусства старожил Перекопа Людмила Сичинава. Видеоэкран круглого стола напомнил нам о том, что один из предварительных проектов «Русского дома», с туристским центром «Гостеприимство» - еще в 2006 году! - был представлен на российский конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире» и признан там одним из лучших среди двух сотен заявок. Ярославский проект под девизом

«Культурный штурм Перекопа – новая философия жизни исторической территории» вошел тогда в конкурсный шорт - лист. «Русский дом» стал конечной целью последнего, самого, пожалуй, успешного, начинания «Петропавловской слободы» - «Этномир Ярославского края», поддержанного двумя грантами правительства области. Наши читатели хорошо знают, о чем речь, по публикациям о выставках и действующей мастерской реконструированного народного костюма, возрождении не совсем еще забытых праздников народного календаря (таких, как «Троицкие гуляния» и предсвадебные «Петровские смотрины»), о мастер-классах в актовом зале областной Некрасовской библиотеки «Колыбельная для души» и «Веселые потешки», о детском фестивале национальных культур «Птаха», школе русской культуры, молодежном этнолагере в Сахареже.

Так что обсуждение основного доклада и важного дополнения к нему с рассказом о сетевой школе русской культуры директора сороковой школы Светланы Клеповой шло, как и ожидалось, с ясным практическим посылом. Взглянув на проблему с самых разных сторон, продолжению сотрудничества с инициаторами

«Русского дома» сказали свое твердое «да» верные друзья и давние партнеры «Петропавловской слободы» куратор этнографического музея «Хорошеня» в селе Пестрецово Галина Андреева, заместитель директора областного Дома народного творчества Ольга Рогова; в его собранной в полевых экспедициях по Ярославскому краю фольклорной коллекции – более полутысячи единиц хранения. Помочь пополнить книжный фонд будущего центра этнографии и культурного наследия намерена дирекция главной научной библиотеки области. Свою готовность к взаимодействию с «Петропавловской слободой» подтвердило за круглым столом и Агентство творческих инициатив Юлии Кривцовой и Сергея Кремнева. Долг платежом красен: лидер «слободы» была экспертом этого молодежного агентства, когда оно взялось обустроить для общения и творчества горожан подворье бывшего хлопкового склада ЯБМ – нынешнюю действующую площадку «Текстиль». О месте воплощения, по его словам, «красивой идеи» «Русского дома» размышлял архитектор-реставратор, председатель областного совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Вячеслав Сафронов.

«Трехлучие» главных улиц в планировке фабричного городка, сказал он, необходимо сохранить как редкий образец русской градостроительной школы. «Мы решили, - сообщил он, - своими силами разработать для комплекса ЯБМ эскизный проект достопримечательного места со статусом ограничения хозяйственной деятельности и типового строительства по высоте в его границах». «Идеальным местом» для центра традиционной культуры архитектор назвал памятник федерального значения бывший дом купца Патеревского. Подведенный под крышу первыми пользователями, объединением «Русьмебель» (затем, по словам Балуевой, «на повороте политических перемен сдавших свои позиции») этот еще крепкий дом вот уже почти три десятилетия пустует. «Петропавловская слобода» направила запрос по этому поводу специалистам охраны историко-культурного наследия; ответа пока нет.

Деловую поддержку проекта «Русский дом» обещали и депутаты муниципалитета города Вера Никольская и Анатолий Каширин. «Любовь к Отечеству должна быть действенной», - напомнив эти слова академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, лидер межнационального

содружества, советник мэра Ярославля по межнациональным отношениям Нур-Эл Хасиев рассказал об опыте открытия этнографического музея-заповедника в чеченском селении Донди – Юрт, о главном герое своего документального фильма «Хранитель очага», создателе этого музея под открытым небом майоре милиции, отце четверых детей Адаме Сатуеве. Тему «о роли личности в истории» поддержал директор Музея истории Ярославля, член попечительского совета отделения ассамблеи Валерий Величко. Многие самые заметные достижения на культурном поприще у нас именные, персональные. Зоопарк – это председатель регионального представительства «Союза грузин России» Теймураз Бараташвили, Дом джаза и многолетняя традиция фестивалей «Джаз над Волгой» - это нынешний председатель комитета по культуре Общественной палаты области Игорь Гаврилов, само наше межнациональное содружество – это музыкант Харис Аббясов и строитель по профессии, его теперешний лидер Хасиев. Ну а «Русский дом» - это собственной персоной она, основной докладчик круглого стола Балуева. От давнего единомышленника и партнера ассамблеи Величко Надежда Николаевна тоже услышала ободряющее

напутствие с твердой дружеской гарантией содействия в осуществлении этого проекта, важного для всего города, его развития по обновленному генеральному плану, предполагающему согласованное сочетание в его застройке старого и нового.

Туристский аспект обсуждаемой темы затронул заместитель мэра Ярославля Андрей Гаврилов. Подчеркнув значение самого факта официального признания Ярославля столицей «Золотого кольца» и напомнив о том, что такие центры успешно действуют не только у наших соседей вологжан, но и в Мышкине, Вятском, Кукобое, заместитель мэра отметил:

- Проект «Русского дома» вполне мог бы быть реализован и в нашем городе, тем более, что общество «Петропавловская слобода», как видим, так много сделало, чтобы наполнить проект конкретным содержанием – эти наработки и нужно принять за основу такого многофункционального комплекса, в котором история, образование, туризм, а значит, и экономика стали бы друг другу не соперниками, а союзниками. Согласен с теми, кто считает, что такая инициатива лучше всего подходит для естественных условий бытования традиций – на территории бывшего фабричного двора

Ярославской Большой мануфактуры, которая через пять лет отметит свою 300-летнюю годовщину.

- Сверил свои мысли с тем, что услышал за круглым столом, - высказал свое резюме и председатель общественной палаты города Александр Федоров. – Ясно, что убеждать здесь никого не надо, что «Русский дом» древнему Ярославлю нужен. Ключ к успеху тоже как на ладони, он в целенаправленном деловом взаимодействии общественности, власти и бизнеса. Вложимся в этот проект, говорят предприниматели, только нужны внятные правила игры. Так что будем продолжать начатое, впереди круглая дата из истории ЯБМ, важная не только для нашего города, но и для памяти о петровских реформах, а значит, и для всей истории российской.

Резолюция майского круглого стола содержит рекомендацию поддержать концепцию центра «Русский дом» и продолжить ее разработку в рамках подготовки к 300 – летней годовщине старейшей текстильной фабрики России. По материалам обсуждения подготовлены обращения к мэру Владимиру Слепцову, а также к исполняющему полномочия губернатора Дмитрию Миронову и в

правительство области – с просьбой о подборе помещения для «Русского дома» и по вопросу его финансирования. Круглые столы по этой актуальной для развития Ярославля проблеме решено сделать ежегодными.

Юлиан Надеждин.

Фоторепортаж

23.05.2017, 1059 просмотров.

 
Журнал № 35
Copyright © Корпорация. Работает на HostCMS