«Земля моих предков. Вайнахи»

     Презентация цикла «Земля моих предков» тоже ничем не напоминала лекцию с набором расхожих подробностей, какие находят в Интернете нажатием пары кнопок. Такому настрою отвечали и наша киноэкскурсия в музей, открытый в Шелковском районе Чеченской республики в 2004 году, где в доме генерала Хостагова бывал во время своей службы на Кавказе поручик Тенгинского полка  Лермонтов, и вступительное слово с острым злободневным посылом ведущего встречи, лидера нашего содружества – а он говорил о том, что тревожит сегодня его лично в  межнациональных отношениях, на фоне военной спецоперации на Украине и осложнившейся международной обстановки.

     Синдром короткой памяти, он никогда не вел народы к взаимопониманию и миру, о том был и его пропущенный через сердце публицистический комментарий к видеопрезентации. Поводы для раздумий об этом давали и  сами названия книг, представленных в тот день в зале «Мцыри» на полках выставочных стеллажей.

Рядом с «Кавказскими повестями и рассказами» непреклонного обличителя войн Льва Николаевича Толстого видели мы здесь и сборник историко-философских эссе о судьбах вайнахов историка, писателя и публициста Сайд-Хамзата Нунуева, и выпущенный  в середине нулевых годов в формате журнала эксклюзив -   авторское  издание Хасиева «Вайнах» («Десять лет поиска и надежд»). Там с фотографиями, сделанными им в городе своего детства Грозном – горестных развалин на месте жилых кварталов, школ, библиотек по контрасту, берущему за душу, монтировались довоенные пейзажи одного из самых красивых на Кавказе городов, возрожденного в наши дни. 

     Продолжением его, от первого лица, монолога, идущего от сердца к сердцу, стал весь видеоряд презентации, состоящий из фрагментов фильмов студии документального кино нашего отделения ассамблеи. Премьера киноочерка «Хранитель очага», снятого с участием народных ансамблей «Вайнах» и «Илли», прошла в свое время на ярославском фестивале «Родники культуры», он есть и на сайте отделения.

А в тот апрельский день мы еще раз прошли по старым операторским тропам в окружении величественных горных пейзажей с ледниками на вершинах, реющими вровень с ними горными орлами, с древними сторожевыми башнями вайнахов - их стены помнят, что доходили сюда и воины Чингисхана и Тимура, и вольнолюбивые горцы, нет, не склонили головы перед ними.

     Вайнахи построили и довели до совершенства систему горной оборонительной архитектуры. Они освоили террасное земледелие на склонах. В тяжелых условиях жизни в горах веками складывался их неписаный кодекс чести. В его основе – испытанные временем ценности: выдержка, мужество, готовность отстаивать свою честь в открытом бою, почитание матери - хранительницы домашнего очага, уважение к старшим, коллективная помощь близким, нуждающимся в ней, прославленное в легендах гостеприимство горцев.

     Вместе с зоркой кинокамерой автора мы снова заглянули в гости к основателю уникального этнографического музея под открытым небом в окрестностях Урус-Мартана, почетному гражданину Чеченской республики Адаму Сатуеву. То был наш прощальный поклон этому удивительному человеку – он ушел на небеса осенью прошлого года.

     Свой музей он обустраивал, напомним, в самый разгар контртеррористической операции. И когда на одном из блокпостов военные спросили его, куда и зачем везет он в багажнике старинный кувшин, то получили ответ, прозвучавший так убедительно, что блокпост дал этому чудаку человеку зеленый свет. А он отвечал, что музей открывает, и  нужен он для того, чтобы, пока воюем, мы не забыли, какого мы с вами роду-племени.

Мы снова видели на экране и тот узкогорлый, чтобы вода не выплескивалась, кувшин, в каких и сегодня девушки носят воду с горных источников, и серебряные бляхи-обереги на свадебных поясах невест, и один из древнейших на земле музыкальных инструментов  – струнный дечиг-пондюр, он поднимал дух вайнахов и в будни, и в праздники.

     Наша музейная тропа проходила  возле их ритуальных камней с солярными, солнечными, знаками, молелен и родовых склепов, рядом с наковальней легендарного кузнеца Донди, по имени и в честь которого полковник милиции в отставке Сатуев и назвал свой музей.

Видели мы на экране в музее Сатуева и землянку куда более поздних времен, середины века минувшего. В такой и жила его семья после возвращения  с высылки, когда в годы депортации чеченцев и ингушей  в Среднюю Азию от голода и холода погиб каждый второй спецпереселенец.

Нет, не забыли потомки вайнахов, кто они и откуда родом.  Не забыли они и того, как многое связывает их с русскими в исторических судьбах России.  В противостоянии воинственным хазарам киевского князя Святослава, удельного князя Игоря с половцами чеченцы и ингуши были на стороне славянских союзников. Об этом напоминают нам строки «Слова о полку Игореве», где вайнах Овлур предлагает пленнику князю Игорю бежать в горы. Помните, «За рекой Овлур к полночи свищет, // По коня он свищет, повещает: // «Выходи, князь Игорь, из полона»…

     Век мировых войн и великих социальных потрясений закалил наши исторически сложившиеся связи до булатной твердости. Напоминанием о том стали кадры еще одного фильма нашей киностудии «Победа на всех одна», показанные на апрельской презентации и прокомментированные автором. Для читателей журнала «Содружество культур» эта обжигающая душу тематика    в школе жизни – как хорошо выученное домашнее задание.

     Из среды чеченцев вышли пять генералов царской армии, ровно столько же историки насчитывают и генералов ингушей. Кавалерийская дивизия горцев под командованием Великого князя Михаила Романова отважно сражалась на фронтах Первой мировой войны. Горцы никогда не сдавались в плен, не оставляли на поле боя убитых и раненых. Красным цветом  бешметов они скрывали свои раны, чтобы не давать врагу и такого повода для радости.

     Эпилог программы, с кадрами, снятыми к 70-летней годовщине Победы в Великой Отечественной войне, во время акции памяти и дружбы с поездкой нашей делегации в Белоруссию, был посвящен теме «Победа на всех одна», по названию фильма,  привезенного из этой поездки. В год начала войны, напомнил нам экран, в составе героического гарнизона пограничной Брестской крепости служили, по уточненным данным, 400 уроженцев Чечни и Ингушетии. 180 тысяч жителей Чечено - Ингушской автономной республики (из 700 тысяч ее тогдашнего населения) укрепляли подступы к Грозному, и этот стратегически важный город не сдали оккупантам. Сорока уроженцам республики (по другим данным их более полусотни) были присвоены звания Героев Советского Союза.

     В кратком послесловии от автора проекта «Земля моих предков. Вайнахи» лидер нашего содружества поделился планами на предстоящий День победы - 2022. Развернуть в  праздничный день на Первомайском бульваре в Ярославле выставочный шатер с экспозицией о вкладе народов многонациональной страны в нашу общую победу. А она, согласно старинному значению этого слова,  бывает «после беды»,  и для каждого из нас дорогого стоит именно потому, что на всех – одна.

В концовке встречи злободневную тему поддержала гостья из верхневолжской сельской глубинки, полпред ингушской общины в Большом селе, врач по профессии, Мариэтта Хашиева. Человек  с солидным жизненным опытом, она пожелала потомкам вайнахов, и особенно молодежи, хорошей памяти, оптимизма, веры в добрые начала жизни. Напомнила о себе собравшимся в зале «Мцыри» и молодежная ассамблея области. Член ее совета, десятиклассница ярославской гимназии №2 Амина Батукаева, представ перед нами в праздничном национальном костюме, приветствовала слушателей стихотворением Мусы Гешаева «Край вайнахский». «Край вайнахский, милый край», - есть там такие строки, - «Дорогой земной мой рай! // Я и в радости, и в горе // Буду рядом – так и знай».

     На оптимистической ноте прощалась с гостями и Светлана Ахметдинова. Принимая переданные ей из фондов интернациональной библиотеки нашего ресурсного центра новый сборник прозы и публицистики Сайд-Хамзата Нунуева «Ноев завет» и подборку последних номеров журнала «Содружество культур», Светлана Юрьевна подытожила всё, о чем шла речь в тот день в зале «Мцыри», метким слоганом, убедившим всех: «Пока мы едины – мы непобедимы!».

     Проект «Земля моих предков» - многосерийный. Он рассчитан на весь нынешний 2022-й, объявленный президентским указом Годом культурного наследия народов России. Начиная с января к подготовке тематических презентаций приступили армянское общество «Наири», общественно-культурный центр «Дагестан», общество русско-белорусской дружбы «Сяброуства», таджикский национально-культурный центр «Саманиды», ярославская польская диаспора. В планах отделения ассамблеи на осень – встречи в зале «Мцыри» библиотеки имени Михаила Лермонтова с ярославскими осетинами и казахами. В декабре  на землю своих предков приглашает нас грузинская диаспора. До новых встреч!

 

Пресс-служба ЯРО «Ассамблеи народов России».

 

 

Фоторепортаж

03.04.2022, 597 просмотров.

 
Журнал № 33
Copyright © Корпорация. Работает на HostCMS