Н.А. Хасиев "Доклад о состоянии межнациональных отношений в Ярославской области"

Нур-Эл Хасиев
председатель Комиссии по вопросам развития
гражданского общества, межнациональных отношений,
конфессий и миграционной политики
Общественной палаты Ярославской области,
Председатель ЯРО «Ассамблея народов России»


Национальные, межнациональные и межконфессиональные вопросы - не только одни из самых важных, но и одни из самых сложных, с которыми сталкивалось Российское государство на протяжении своей истории. Российская Федерация – полиэтническое государственное образование, многие народы которого имеют на данной территории свою историческую родину, свои культурные традиции, свои религиозные убеждения, свою ментальность, сложившиеся на протяжении веков. Однако, общество в целом, различные социокультурные группы почти не имеют опыта взаимодействия на основе провозглашенных Конституцией демократических ценностей, где высшей ценностью являются права и свободы человека. Существует проблема несовпадения ценностей, декларируемых государством с реальными установками, распространенными в обществе.

Современность ставит общество перед целым рядом вызовов: мировая глобализация, распад целых политических систем и идеологий, которые привели к многочисленным конфликтам и войнам, эскалации насилия, массовым миграциям. К великому сожалению мы наблюдаем постоянную угрозу терроризма и экстремизма, экономические и социальные проблемы в обществе, а так же деградацию духовно-нравственных ценностей. В этих условиях национальная политика — это серьезная сфера политического регулирования, нуждающаяся в стратегическом осмыслении.

Многие годы при отсутствии внятной национальной политики на федеральном уровне региональные власти вынуждены были брать на себя ответственность за состояние межэтнических отношений. Думается, что по этой причине при формировании Общественной палаты Ярославской области нашу инициативу по созданию Комиссии по вопросам развития гражданского общества, межнациональным отношениям, конфессиям и миграционной политики поддержал губернатор Ярославской области Сергей Алексеевич Вахруков, а ранее, в 2006 году, первый губернатор Анатолий Иванович Лисицын утвердил должность советника губернатора по национальным вопросам.

На протяжении последних двух десятилетий на территории региона ведется огромная работа, направленная на реализацию национальной политики, большей частью силами Ярославской Ассамблеи народов России при поддержке органов государственной и муниципальной власти. Именно благодаря работе национально-культурных объединений области, которые вносят значительный вклад в формирование гражданского общества, в решение социально-экономических проблем, Ярославская земля получила бренд «земля согласия», что является предметом нашей гордости. Пользуясь случаем, хочется выразить признательность и губернатору Ярославской области Сергею Николаевичу Ястребову, и первому заместителю мэра города Ярославля Нечаеву Александру Витальевичу, при поддержке которых в нашем крае реализуются проекты по Областной целевой программе «Гармонизация межнациональных отношений в Ярославской области». Ежегодно мэрией города Ярославля выделяются средства 200-300 тыс.рублей в виде субсидий на реализацию значимых социально-культурных мероприятий.

В 2010 году Правительством Ярославской области впервые был объявлен конкурс проектов в сфере развития институтов гражданского общества и гармонизации межнациональных отношений, в рамках которого на проекты в сфере гармонизации межнациональных отношений выделено 1,4 млн рублей. Победители конкурса - Ассамблея народов России реализовала проект «Ярославия – наш общий дом», а Ярославское отделение Фонда мира проект «Мигранты региона». В 2011-2012 году сумма финансирования была доведена до 2 млн рублей. А в 2013 году правительство увеличило сумму финансирования проектов по этой программе до 4 млн рублей, что позволило этнокультурным организациям региона реализовать такие проекты как «Ярославия - земля согласия», "Этнокультурная мозаика Ярославии", "СМИ и НКО. Взаимодействие на благо общества», «Многонациональный мир глазами детей», «Национальный кулинарный фестиваль», «Этномир Ярославского края», "Школа дружбы народов", «Мосты дружбы» и другие. Благодаря программе и привлеченным внебюджетным средствам, в 2013 году ЯРО Ассамблея народов России провела: Круглых столов и семинаров – 7 , концертных программ – 13, конкурсов и фестивалей - 5, выставок - 5, национальных праздников – 4, лекций в школах и лагерях – 5, благотворительных вечеров для инвалидов и ветеранов – 5, конференций – 1, форум этнокультурных организаций - 1, спортивных мероприятий – 3, лекций и семинаров в колониях по духовно-нравственному воспитанию - 5, а также было выпущено 4 номера журнала "Содружество культур". Оказана помощь в строительстве двух молитвенных комнат, часовни и православного храма в исправительных колониях. Кроме того, подведен под крышу армянский центр армянского общества "Наири". Закончен ремонт здания азербайджанского культурного центра.

Это уже большое подспорье для тех, кто занимается этой проблемой. Но рассчитывать здесь только на грантовую систему, при которой любой проект имеет короткий срок реализации, нельзя. Как нельзя и сокращать расходы вдвое, как это произошло в 2014 году.

И образовательные, и просветительские, и культурные программы должны реализовываться на постоянной основе. Об этом говорит в своих выступлениях и президент РФ Владимир Владимирович Путин. Об этом говорится и в Стратегии государственной национальной политики. В связи с этим была бы уместна такая форма работы при которой департаменты образования, культуры, молодежной политики и другие государственные структуры давали бы социальные заказы национально-культурным организациям на проведение семинаров, Круглых столов, фестивалей не только в Ярославле, но и в муниципальных районах области.

Чтобы вести конкретную работу по гармонизации межнациональных отношений в Ярославской области, необходимо точно представлять, чего мы хотим добиться. Здесь очень важно, на наш взгляд, предусмотреть создание такого правового и финансового механизма, который поднял бы на качественно новый уровень взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления, национально-культурных автономий и других общественных объединений граждан по развитию в ярославском регионе межнациональных отношений. В связи с этим, достижением можно считать подписанные соглашения ЯРО «Ассамблея народов России» с правительством Ярославской области, с мэрией города Ярославля, с Управлением внутренних дел, с Управлением федеральной миграционной службы по ЯО, а так же с Уполномоченными по правам человека и правам ребенка. В этих соглашениях определены формы участия национально-культурных автономий, других общественных объединений, органов государственной и муниципальной власти в регулировании и координации действий по прогнозированию, предупреждению и разрешению межэтнических конфликтов, противодействию экстремизму, направленному на возбуждение ненависти либо вражды по признакам этнической принадлежности.

Региональное отделение Ассамблеи народов России, являясь по сути ресурсным центром для национально-культурных объединений и не имея определенной площадки, старается ежегодно проводить межрегиональный кинофестиваль «Родники культуры России», международный фестиваль искусств «Ярославские гуляния», социально-культурный проект «Время и люди», образовательный проект «Школа дружбы» и другие. Кроме того на уровне народной дипломатии развивает межкультурные связи с регионами России и ближнего зарубежья. Но, к сожалению, складывается иногда впечатление, что все это нужно только национально-культурным организациям.

При общем достаточно позитивном фоне межнационального взаимодействия в нашем регионе, имеются и тревожные тенденции:

Во-первых, это довольно высокий уровень интолерантности и ксенофобии, И опросы социологических служб, в частности СОЦИС, и опросы, которые мы проводили на наших тренингах и семинарах, а так же результаты мониторинга состояния межнациональных отношений свидетельствуют, что у нас в регионе уровень ксенофобии и интолерантности около 60% . Это характерно для массовых настроений в любом регионе страны. Об этом свидетельствовали выступления ученых – участников Всероссийской научной конференции «Этнос, нация, общество: российская реальность и перспективы», конгресса народов России.

Во-вторых, это рост радикал-националистических настроений среди молодежи, которые приобретают все более организованные формы. Как подтверждение этому факту — события в Бирюлево и на Манежной площади, показавшие, что ситуация в стране очень тревожная и опасность таких столкновений в нашем обществе стремительно нарастает. Не все ярославцы, может, знают про убийства на национальной почве в Ярославле и Угличе, Мышкине и Ростове, про взрывы и поджоги, нападения на синагогу и мечеть. К великому сожалению, это у нас тоже было. При тесном сотрудничестве лидеров, активистов общественных организаций и правоохранительных органов удавалось стабилизировать эти локальные проявления. Но напряженность в обществе тлеет, на первый взгляд, незаметно, и на примере других регионов России, особенно Северо-Кавказских, мы видим, что если она вырвется на поверхность, то это будет внезапно и очень страшно. Подтверждение этому братская нам Украина.

В условиях, когда естественная убыль населения в нашей стране ежегодно составляет более полумиллиона человек и требуется восполнение рабочих рук, острыми остаются и миграционные проблемы. Не является исключением и Ярославская область, которая ежегодно принимает 10-15 тыс. трудовых мигрантов, и это только официальные цифры. Сегодня, когда Ярославль динамично развивается, эти цифры могут повышаться, в том числе и нелегальная миграция. Тесная взаимосвязь миграционных проблем и межэтнических отношений лежит на поверхности: миграция является наиболее значимым фактором изменения этнического состава населения со всеми вытекающими последствиями. К сожалению, иногда бескультурное поведение некоторых мигрантов, незнание ими законодательства, традиций принимающего общества, создают напряжение, зарождается настороженное, интолерантное отношение к приезжим. Это на руку провокаторам из националистических организаций, которые, к слову сказать, и сами не блещут нравственным поведением. Иногда встает вопрос: в современных условиях, когда наблюдается духовно-нравственная деградация общества, на какую культуру ориентироваться мигрантам? И здесь нагрузка ложится на диаспоральные организации, которые должны постоянно вести работу в своей среде. Но и власть не должна стоять в стороне.

Организация Объединенных Наций учредила Международный день мигранта, который празднуется 18 декабря, чтобы подчеркнуть вклад мигрантов в развитие экономики государств, куда они приехали, и в то же время привлечь внимание к защите их интересов и прав.

Для успешной интеграции приезжих в ярославский социум необходимо создание инфраструктуры, так называемые учебно-культурные центры, где будет проходить обучение мигрантов русскому языку, тренинги, семинары, где могут показываться учебные фильмы о Ярославле и культурах и народах, населяющих край.

Опыт показывает, что обучать надо не только мигрантов, интернациональным воспитанием нужно заниматься, начиная со школы. Здесь целесообразно введение «уроков толерантности» в учебных заведениях. Необходимым является и проведение семинаров для учителей, а также для госслужащих и сотрудников правоохранительных органов, которые, к слову, тоже должны знать менталитет представителей разных диаспор. Важной является и работа по подготовке специалистов в сфере национальной политики в ВУЗах города.

В последние десятилетия мы отмечаем рост национального самосознания, народы испытывают объективную потребность в сохранении себя как этносов, ощущают боль, когда утрачиваются традиции, теряется родной язык. Важно, чтобы не было откровенных политических спекуляций на трудностях культурного характера. Здесь как раз значительной является роль государства в гармонизации межнациональной жизни. Именно государственные структуры должны брать на себя ответственность и демонстрировать заботу о сохранении каждой, даже самой малочисленной этнической общности.

Принципами культуры межэтнического общения в условиях полиэтничного региона, каковым является наш край, насчитывающий около 150 этносов, являются толерантность, гуманное межнациональное общение и уважение в общении с людьми различных национальностей. Толерантность как механизм нормального межэтнического общения достигается не сама по себе, а формируется и воспитывается политическими институтами, общественными организациями, которые заинтересованы в стабильных отношениях между народами. Сейчас, к счастью, у нас нет крупных межнациональных столкновений, но это не дает нам основания успокаиваться, упускать эту тему из поля зрения.

Целевая программа по гармонизации межнациональных отношений, которая реализуется на конкурсной основе очень важна, но и должны финансироваться национально-культурные автономии и этнокультурные организации которые уже десятилетиями работают в этой сфере, проводя конкретную ежедневную кропотливую работу, кстати, на безвозмездной основе.

Для успешной реализации стратегии национальной политики Российской Федерации в Ярославле необходим Дом дружбы, или как сегодня принято называть духовно-просветительский центр, ориентированный большей частью на население нашего края. К сожалению, существует иногда еще узкое понимание, что Дом дружбы – это место для проведения концертов и сбора представителей этнических меньшинств. В нашем понимании Дом дружбы – это и библиотека, и центр адаптации мигрантов, и методические кабинеты, и музей национальных культур, и лекционные и кино -залы, юридическая служба и кружковая работа, , и место проведения семинаров, круглых столов, культурных программ, и многое-многое другое, что позволило бы не только погасить негативные тенденции в обществе, но и развить диалог всех со всеми. Попытка ЯРО Ассамблеи народов России реализовать такой проект собственными силами обернулась неудачей. Мэрия города Ярославля сделала шаг навстречу, передав Ассамблее в 2008 году здание кинотеатра «Волга» на 20 лет. Но всеобщий финансовый кризис отразился на финансовых делах общественной организации, затратив безвозвратно немалые средства на частичный ремонт, содержание и благоустройство территории, Ассамблея не смогла завершить ремонт к маю 2010 года - к Тысячелетию города, что послужило основанием для расторжения договора, несмотря на то, что в здании регулярно проводилась социальная работа, реализовывались на общественных началах многие мероприятия Ассамблеи. В каком удручающем состоянии сегодня находится это строение имеют возможность наблюдать жители областного центра. Многонациональному Ярославлю, который собирает международные саммиты, имеет многочисленные международные экономические, культурные и научные связи, и который пропагандирует себя как Ярославия – земля согласия просто необходима такая системообразующая площадка, как духовно-просветительский центр или Дом дружбы . К слову сказать, такие центры имеются более чем в пятидесяти регионах России.

Особенно важно при реализации Областной целевой программы по гармонизации межнациональных отношений задействовать учреждения культуры, учебные заведения, спортивные комплексы, средства массовой информации и социальную рекламу.

ЯРО Ассамблеи народов России предпринимает усилия, и уже получает поддержку Высших учебных заведений Ярославля по созданию межвузовского союза студентов разных национальностей в рамках деятельности молодежного интерклуба или молодежной Ассамблеи народов России. Учитывая, что в школе невозможно охватить весь спектр знаний об истории и культуре народов России, совместно с Департаментом образования мэрии города Ярославля проводится фестиваль Малой Ассамблеи народов России «Птаха». При поддержке департамента по делам молодежи, этнокультурные организации проводят круглые столы, семинары и кружковую работу на базе Дворца молодежи. Но к сожалению не задействован потенциал Департамента культуры. Этнографические студии НКО ютятся на маленьких съемных площадях. Молодежь, увлекающаяся разными видами спорта, и любительские спортивные команды из-за непомерно высокой арендной платы физкультурно-оздоровительных комплексов не имеют возможности систематически заниматься спортом.

Подводя некоторые итоги, необходимо отметить роль органов власти в сосредоточении внимания на работе СМИ. Необходимо всемерно способствовать освещению в средствах массовой информации вопросов развития национальных культур, осуществлять поддержку инициатив, публичных мероприятий НКО, препятствовать распространению негативных слухов среди населения, а значит, и проявлению напряженности в обществе. Необходимо проведение массовой пропагандистской кампании в СМИ, направленной на формирование благоприятной информационной среды, способствующей развитию нравственных устоев многонационального ярославского общества, популяризации культурного многообразия. В данном направлении целесообразно задействовать теле- и радиоканалы, средства рекламы, печатную прессу, и придать такой работе статус регионального проекта. Сейчас же существует практика, что средствам массовой информации интересны только «жареные» факты, а огромную и важную работу национальных организаций по сохранению мира и согласия в регионе им освещать не интересно, «не формат». Или они просят за это немаленькие деньги. Как положительный пример, можно привести то, что ЯРО Ассамблеи народов России ежегодно проводит конкурс «Этножурналистики» и награждает лучшие публикации или видеоматериалы в сфере межнациональных отношений. В этом плане необходимо отметить уже закрытую газету «Северный край» и телекомпанию «Заволжье». Не смотря на многочисленные предложения Ярославским общественным организациям ,работающим в сфере национальной политики, так и не удается добиться хотя бы одного эфирного часа в месяц на безвозмездной основе для трансляции социальных передач. Так и не смогли внедрить в Ярославле существующий опыт соседних регионов - Вологды, Иваново, Костромы, где предоставляется без финансовой оплаты две-четыре полосы в еженедельной газете.

Мы четко должны понимать, что этнонациональная политика для многонациональной России, в частности, для нашего региона - это не разовые или чрезвычайные акции до и после трагедии, как это зачастую делается, а стратегическая линия совместной деятельности органов государственной власти и общества на длительную перспективу.

Думается, что у нас есть все возможности консолидировать усилия для дальнейшего развития гражданского общества, где каждому человеку в независимости от национальности и вероисповедания будет жить комфортно, в котором будет царить взаимопонимание, мир и согласие.

 
Журнал № 35
Copyright © Корпорация. Работает на HostCMS