Б.Н. Колодиж "О роли народной дипломатии в осуществлении Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации в контексте интеграционных проблем Кавказа"

30 апреля 2013 года в конференц-зале Правительства Ярославской области, в рамках мероприятий, посвященных 20-летию Ярославской региональной общественной организации «Культурный центр «Вайнах», состоялась научно-практическая конференция по проблемам использования народной дипломатии в решении задач гармонизации межнациональных отношений в современном российском обществе. Ниже публикуется текст выступления на этой конференции сопредседателя Ярославского регионального отделения Ассамблеи народов России, члена Общественной палаты Ярославской области Б.Н. Колодижа.


О роли народной дипломатии в осуществлении Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации

в контексте интеграционных проблем Кавказа

Превращение постсоветского Кавказа в зону острейших этнополитических конфликтов, проявлений исламского фундаментализма, сепаратизма и национал-экстремизма, с которыми государство не в состоянии справиться, породило в массовом сознании российского общества устойчивый дискурс по поводу цивилизационно-ментальной несовместимости русско-кавказских народов, возможностей удержания Кавказа в составе России.

Между тем проблема интеграции северокавказских народов в единое общероссийское социокультурное пространство имеет фундаментальное значение для судеб России, ее единства и целостности.

В указанном дискурсе пока преобладают пессимистические оценки.

Так, писатель Владимир Войнович, обладающий известным провидческим даром, 23 марта 2013 года, выступая по радио «Эхо Москвы», выразил убеждение, что Кавказ не сохранить в составе России. «Они чужие русскому духу, у них другое мировосприятие», - заявил Владимир Войнович. И это убеждение имеет самое широкое распространение в современном российском обществе.

С ним встречаешься среди ученых и политиков, общественных деятелей и чиновников всех уровней, и непременно – в рядах русских националистов, считающих себя почему-то патриотами России.

Ведущий российский ученый – этнополитолог, политик и общественный деятель, знающий проблему межнациональных отношений, что называется, изнутри, отмечая очевидную «разорванность культурного пространства и культурную отчужденность россиян друг от друга», справедливо указывает вместе с тем на глубочайшую пагубность и антироссийский характер представлений и спекуляций по поводу ментальной несовместимости между кавказскими и русским народами, Кавказом и Россией. Обращая внимание не столько на следствия, сколько на общие причины этноконфликтных событий «в горах Кавказа и на Манежной площади Москвы».

«На Манежную площадь пришли дети, - подчеркивает Р.Г. Абдулатипов в одной из своих публикаций, - и это показатель глубины кризисных явлений в культуре, образовании, воспитании подрастающего поколения, невежества культурной среды, где формировались эти фанатики… Это – необустроенность Северного Кавказа по всем параметрам и бегство оттуда молодежи, которую никто и нигде не ждет…»

Таким образом, можно по-разному относиться к «теории» ментальной несовместимости русско-кавказских народов, но то, что проблема интеграции Кавказа в согражданство народов многонациональной России реально существует, не подлежит сомнению, требуя адекватного объяснения и адекватных мер разрешения.

В России исторически сформировалась уникальная цивилизация российского многонационального народа, «народа народов», по определению русского философа Ивана Ильина. Цивилизация, основанная на сосуществовании и сотворчестве сообщества народов и культур, дающего России бесценный этнокультурный потенциал.

Однако этот потенциал, в силу целого ряда фундаментальных общественных трансформаций, становится все менее востребованным. Более того, наблюдается угасание вековых традиций этнокультурных коммуникаций, диалога культур, русско-кавказских межличностных этнокультурных связей на уровне народной дипломатии, или, как говорят японцы, «корней травы».

Мы видим, как рушатся мосты культуры, еще недавно связывавшие братские народы многонациональной страны, как угасают межличностные этнонациональные связи, обмены переводами поэзии и прозы с национальных языков, какой чрезвычайной редкостью становятся межнациональные фестивали культур и другие формы обмена культурными ценностями.

Мы практически ничего не знаем об обычной повседневной жизни людей республик Северного Кавказа, о том, чем они живут, о чем думают, какие фильмы смотрят, какие книги читают, и читают ли вообще. Из наших «зомбо-ящиков», государственных телевизионных каналов, мы чаще всего узнаем об очередном террористическом акте или убийстве предпоследнего боевика. Наши телевизионные северокавказские новости напоминают сводки с фронтов войны.

Вместо формирования «духовных скреп», о которых говорит президент России В.В. Путин, обеспечивающих единство российской нации, в современном российском обществе мы наблюдаем обратный процесс – взаимоотчуждение русско-северокавказских культур и народов под воздействием растущих проявлений ультранационалистических и сепаратистских настроений, ксенофобии и этнического экстремизма. И прежде всего – кавказофобии, заявляющей о себе под пресловутыми лозунгами «Россия для русских», «Хватит кормить Кавказ» и «Долой Кавказ».

В известном смысле Северный Кавказ все более становится terra incognita – «непознанной» и «враждебной» территорией, областью конфликта и всеобщего отчуждения.

Все больше в массовом сознании деформируется привлекательный образ Кавказа, тускнеет удивительный мир его самобытных культур, рожденных величием горных вершин и суровыми условиями жизни в горах, где сама природа, система хребтов и долин, одновременно разделяет и объединяет живущие здесь народы.

Все больше забывается, что величием и самобытной духовной красотой Кавказа вдохновлялись такие вершины русской культуры, как Пушкин, Лермонтов, Грибоедов и Лев Толстой, Афанасий Фет и Федор Тютчев, Иван Бунин и Валерий Брюсов, Сергей Есенин и Максимилиан Волошин, Осип Мандельштам и многие другие, для кого Кавказ стал источником вдохновения.

Забывается, что в свою очередь, по-настоящему приближало горный край к российскому читателю уникальное творчество северокавказских авторов. Когда привлекательный образ Кавказа формировали в массовом сознании такие поэты как Расул Гамзатов, Кайсын Кулиев, Мустай Каримов или Алим Кешоков. Ныне же, с возрастающей тревогой, приходится напоминать, что русский код российской культуры невозможно представить во всей полноте без золотых россыпей прозы и божественного танца великих кавказцев Фазиля Искандера и Махмуда Эсамбаева. Как нельзя представить историю российского кинематографа без грузинского «Мимино».

Именно под влиянием этнокультурных связей и непосредственного межнационального общения Кавказ в представлениях среднего россиянина ассоциировался с такими понятиями как «мудрость» и «отвага», «честь» и «достоинство», «благородство» и «щедрость», «гостеприимство» и «широта души», «куначество» и «побратимство», «музыкальность» и «мягкий юмор», «почитание предков и вековых традиций», «почитание стариков, женщин и детей».

Для великих людей многонациональной России мы были единой исторически сложившейся общностью, объединяемой диминантой языка и культуры русского народа.

Потеря Кавказа стала бы продолжением «геополитической катастрофы», с которой ностальгически связывают распад Советского Союза. Без Кавказа Россия перестает быть великой державой с претензией на статус империи, о которой грезят наши национал-патриоты. За отделением Кавказа неизбежно последует распад России уже в ее нынешних границах.

Северный Кавказ – не отдельный ломоть, как это иногда кажется, а органическая часть единой Российской Федерации.

Кавказ поистине уникален, потому что, к примеру, из семидесяти с лишним национальных литератур, которые развивались на территории СССР, больше половины – почти пятьдесят пришлось на Северный Кавказ.

И все это не должно быть забыто и предано.

Пока же Кавказ действительно продолжает оставаться зоной конфликта и «яблоком раздора», что порождает рецидивы сепаратизма, изоляционизма и взаимоотчужденности. Они многократно усиливаются «языком вражды» наших СМИ, а также часто проявляемой позицией правоохранительных органов, нарушающих принцип равенства всех перед законом. Особенно, когда это касается «лица кавказской национальности».

Как остроумно однажды заметил Рамазан Абдулатипов по поводу этого этнофобного стереотипа: «Лицо кавказской национальности – это любое лицо, которое не понравилось милиционеру».

Северный Кавказ как целое испытывает острую психологическую потребность в общественном признании, которой отнюдь не способствуют уничижительные антикавказские стереотипы.

В отсутствии общественного признания возникает ответная реакция – обида, агрессия, недовольство, которые невозможно успокоить или компенсировать никакими материальными благами. Каждый горец с малолетства изо всех сил стремится завоевать уважение окружающих. И, если такового нет, если преступность, любые отклонения от нормы этнизируются, переносятся на весь народ, то взаимоотчуждение усиливается, порождая эпидемии этнофобий и национального экстремизма.

Для истинного кавказца нет большей ценности, чем личное достоинство. Расул Гамзатов сказал об этой ментальной черте горца:

Они в горах живут высоко,

С времен пророка ли, бог весть,

И выше всех вершин Востока

Считают собственную честь.

Каковы же пути решения острейших проблем Кавказа и его интеграции в общероссийское социокультурное пространство?

Пути эти концептуально определены, наконец, пусть и с запозданием, в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденной Указом президента России от 19 декабря 2012 года.

Стратегией, в частности, предусматривается создание целостной, постоянно действующей и эффективной системы координации усилий в осуществлении государственной национальной политики органов федеральной и региональной государственной власти, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества в лице, прежде всего, национально-культурных общественных объединений, как «важного средства выявления и удовлетворения этнокультурных запросов граждан, достижения стабильности межнациональных отношений, предупреждения конфликтов на национальной почве».

Более того, наш ярославский опыт свидетельствует, что политэтническое, межнациональное общественное объединение, каковым является Ярославское региональное отделение Ассамблеи народов России, способно брать на себя со всей ответственностью функцию осуществления государственной национальной политики на основе партнерского взаимодействия с органами региональной государственной и муниципальной власти.

По существу именно в деятельности регионального отделения Ассамблеи народов России, как института гражданского общества, наиболее последовательно реализуется принцип народной дипломатии, осуществляемой путем самоорганизации граждан в различных формах межнационального общения, этнокультурного развития и сотворчества.

Реальность этой деятельности воплощена в общественном признании Ярославской области территорией межнационального согласия.

Вопреки тенденции российско-кавказского взаимоотчуждения, мы сформировали в регионе ситуацию осязаемой этнополитической стабильности, устойчивых этнокультурных коммуникаций между русским, кавказскими и другими народами, проживающими на земле Ярославской.

Чрезвычайной редкостью стали публичные проявления чеченофобных стереотипов, превратных представлений о Чечне и чеченском народе, порожденных чеченским вооруженным конфликтом. И здесь мы отдаем должное ярославским вайнахам, чеченцам и ингушам, целеустремленной, последовательной, не прекращающейся в течение 20 лет деятельности Ярославского регионального общественного объединения «Культурный центр «Вайнах» во главе с его бессменным лидером и одновременно нынешним председателем регионального отделения Ассамблеи народов России Нур-Элом Абдуловичем Хасиевым.

Вместе с тем мы понимаем, что удерживать ситуацию этнополитической стабильности в отдельно взятом регионе в современных условиях невозможно без налаживания межрегиональных этнокультурных связей, мостов культуры, и прежде всего с северокавказскими регионами России, как наиболее проблемными. В систематическом налаживании таких связей региональное отделение Ассамблеи народов России видит одну из своих насущных задач.

«Эффективность реализации государственной национальной политики РФ, - говорится в президентской Стратегии, - обеспечивается непрерывной и согласованной деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления, институтов гражданского общества с комплексным использованием политических, правовых, организационных, социально-экономических, информационных и иных мер, разработанных в соответствии с настоящей Стратегией». В ряду всех этих мер, вместе взятых, без использования гуманитарного потенциала народной (или, как говорят еще, общественной или публичной) дипломатии обойтись невозможно. Без этого невозможно воссоздать привлекательный образ Кавказа в массовом сознании российского общества.

Мы часто вспоминаем поразительное впечатление, которое произвело на нас в июне 2010 года первое посещение Чечни с миссией мира и доброй воли, установления побратимских связей с народом, перенесшим трагедии двух войн на своей территории.

Мы воочию увидели сказочно возрожденный, словно птица-феникс из пепла, город Грозный.

Мы воочию убедились в незыблемости вайнахских народных традиций гостеприимства, душевной открытости и благородства.

Мы во всей конкретике осознали неадекватность и деструктивность бытующих стереотипных представлений о Чечне и чеченском народе, Кавказе и кавказцах.

Поистине лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Формы и методы использования народной дипломатии в сфере управления этнополитическими процессами, особенно в зонах конфликтных и постконфликтных ситуаций, могут и должны быть самыми разными, но они должны вестись на постоянной основе, с включением в этот процесс структур гражданского общества, и с учетом специфики каждого отдельного случая.

В самом общем виде конечная цель наших усилий в осуществлении национальной политики должна состоять в достижении того рубежа в этнонациональном самоопределении российских народов, когда можно быть россиянином, гражданином России, оставаясь русским или украинцем, чеченцем или ингушом, лезгином или аварцем, татарином или белорусом. Когда достигается умение жить в гармонии различий, в единстве гражданской и этнической идентичностей.

Когда родственные народы, чеченцы и ингуши, определяющие себя самоназванием «вайнах», что в переводе означает «наш народ», становятся нашим народом в едином согражданстве народов России, где все равные и все разные. «Единство в многоообразии, - как отмечал наш выдающийся земляк Александр Николаевич Яковлев, - самое прочное единство». Без такого единства невозможно существование единой российской нации.

* * *

P.S.

Вскоре после состоявшейся ярославской конференции, в первых числах июля, появилась публикация социологов Левада-центра под названием «Отделение Чечни и Северный Кавказ». В ней со статистически выверенной наглядностью обнаруживается фундаментальная значимость интеграционной проблемы Кавказа для судеб России, ее присутствие в массовом сознании современного российского общества.

Как это не прискорбно, но в сознании россиян превалирует убеждение, что несмотря на все усилия и жертвы, «замирения Кавказа» не произошло, и отсюда по-прежнему исходит опасность изменения границ страны.

По данным всероссийского социологического опроса Левада-центра только 2% россиян считают ситуацию на Кавказе «благополучной». В то время как 77% опрошенных находят ее «напряженной и взрывоопасной». Причем эти показатели не сильно различаются по семи последним ежегодным социологическим опросам Левада-центра, обнаруживая казалось бы парадоксальную картину: войны на Кавказе нет, но нет и мира.

Фокус массового беспокойства по-прежнему обращен на Чечню, что свидетельствует не столько о рациональности массового восприятия северокавказских проблем, сколько об устойчивости этнических стереотипов, массовых предрассудков и фобий.

Почти четверть опрошенных российских сограждан - 24% «были бы рады превращению Чечни в самостоятельное государство». На 27% такое событие «не произвело бы особого впечатления». 13% отнесли себя к числу тех, кто не желал бы выхода Чечни из РФ, но «готов с этим смириться». Наконец, 12% вообще считает, что «отделение Чечни уже фактически состоялось».

Только 23% респондентов однозначно высказались против выхода Чеченской Республики из состава России, и лишь 10% «готовы не допустить этого любыми мерами, вплоть до военных».

Таково восприятие проблемы Кавказа в массовом сознании российских сограждан. Эта проблема чрезвычайно сложна, но реально разрешима, как мы пытались показать, на путях системного осуществления стратегии государственной национальной политики, включающей в себя, помимо всего прочего, гуманитарный потенциал непосредственных этнокультурных коммуникаций, институтов гражданского общества, общественной дипломатии.

* * *

В завершение наших размышлений о проблемах российского Кавказа обратимся к вдохновенному тексту стихотворения народного поэта Дагестана Расула Гамзатова «Здесь на вершинах». В нем воссоздается образ Кавказа во всей его первозданной красоте и востребованности. Позволяя еще раз осознать от какого наследства нам предлагают отказаться — вслед за Крымом и Севастополем...

Мой друг, кончай пустые споры,

Смех прекрати, сотри слезу,

Быстрее поднимайся в горы,

Ты, суетящийся внизу!

Не бойся головокруженья

                                                                                                 От высоты,

Не бойся здесь лишиться зренья

                                                                                                 От красоты!

Быстрее поднимайся в горы,

Свои сомненья успокой,

Свобода твой раскроет ворот

Своей невидимой рукой!

Покой тебе протянет руку

И мимолетно, на ходу,

Сожмет ладонь, раздавит скуку

И с нею ложную вражду...

Здесь все равны чины и лица,

Здесь всем достаточно наград.

Здесь человеку только птицы,

И то по неразуменью, льстят.

Здесь каждый человек почтенен,

Со всеми дружен и знаком.

Здесь должен преклонять колени

Он только перед родником.

Друзья мои, кончайте споры,

Из духоты своих квартир

Быстрее поднимайтесь в горы.,

Чтоб с высоты увидеть мир...

Б.Н. Колодиж, председатель

Ярославского регионального отделения

Российского общества социологов,

сопредседатель регионального отделения

Ассамблеи народов России,

член Общественный палаты Ярославской области

                                                 Ярославль, 10 июля 2013г.

 
Журнал № 35
Copyright © Корпорация. Работает на HostCMS