«Этнодиктант о земле Ярославской». История народа начинается у крыльца отчего дома.

Вопрос: на гербе этого древнего города видим мы «золотые сельди в черном поле» - ряпушку. Ее поставляли к царскому столу. Жители какого города продолжают лов этой ценной рыбы в наши дни? А названия каких сел и деревень на карте Ярославского края напоминают нам о сложном и бедственном золотоордынском периоде его истории?

Или вот еще, для разминки, несколько вопросов нашим читателям. Где на Верхней Волге место компактного проживания езидов – прямых потомков вавилонян из Месопотамии? Кто такие кацкари и где  у нас известный со времен Ивана Грозного Кацкий стан? Чем знаменито сегодня село Вятское? Колокольными звонами? Театральными постановками? Спортивной борьбой? Музеями? А может быть, огурцами и огуречниками?

Все эти вопросы – с двух первых страниц новой книги, какую, сразу скажем, вряд ли кто-то, даже и просто полистав, поспешит поскорее закрыть, потому что неинтересно. Если назвать это издание, выпущенное ЯРО «Ассамблеи народов России» при поддержке правительства области в «Академии 76» необычным, то это слово, пожалуй, мало что добавит к ее заглавию - «Этнодиктант о земле Ярославской в вопросах и ответах». Творческая инициатива Александра и Дмитрия Емельяновых, если и имеет какие-то аналоги, то искать их надо прежде всего в богатой педагогической биографии самого Емельянова-старшего, почти полвека отдавшего служению высшей школе. Еще в 1997 году Александр Сергеевич выпустил в издательстве с такой солидной репутацией и в науке, и в практической педагогике, как «Академия развития» Михаила Нянковского, сборник «300 вопросов и ответов по странам и континентам».

Так что задавать своим читателям вопросы, полезные для развития личности, у Емельяновых, как видим, занятие не просто привычное – теперь вот и наследственное (Дмитрий преподает географию в ярославской гимназии №3), и потому оно для них, как говорят профессионалы, что называется, дело техники.

С тем, что «Этнодиктант о земле Ярославской» - эксклюзив, не стал бы спорить, думаем, и такой маститый эксперт, как автор предисловия к нему, профессор Московского педуниверситета Александр Лобжанидзе. «Книга, с которой предстоит познакомиться, - вот его слова, - откроет перед вами страницы истории и географии древней земли Ярославской, населенной множеством народов, каждый из которых дал Отечеству своих славных сыновей и дочерей, прославивших его в духовных и гражданских делах».

Разработку вопросов и комментариев к ответам ежегодного Большого этнодиктанта, международной просветительской акции, в шестой раз проходившей в канун Дня народного единства – 2021, профессор Лобжанидзе считает «сложнейшим жанром, требующим единства, слитности географического и исторического материала со знанием традиций и обычаев многочисленных народов. Такое единство, его зримые и незримые, словесные и смысловые связи и позволяют авторам книги осуществить свой непростой замысел: дать ощущение их краеведческой и этнической истории как единого целого».

 

История народа начинается от крыльца отчего дома. От колодца у вашей калитки, от вскопанной вами огородной грядки, у стен сельского храма. У наковальни придорожной кузницы, на воскресной ярмарке, на причалах волжских пристаней.  Российская государственность складывалась в междуречье Волги и Оки, на перекрестке торговых и транспортных путей, сухопутного, из Москвы через Ярославль в Архангельск, и волжского, еще более древнего, «из варяг в арабы», не только «шелкового», но и «чайного» - в широком пространстве, открытом для общения и взаимного влияния семейных кланов, племен, народностей.

Все это мы  с вами еще в школе проходили. Но общая картина, что и говорить, без многонациональной составляющей не будет полной и правдивой....

Из сорока их тестовых вопросов регионального раздела этнодиктанта, включенных в сборник, каждый третий задан в этноконфессиональном контексте, что вполне нормально и для региона с преобладающим, в 96 %, русским большинством  населения, с его составом  в полторы сотни национальностей и этнических групп, да к тому же еще и с  устоявшейся репутацией «земли согласия».

Есть вопросы попроще. Например, о памятнике летчику-испытателю, дагестанцу по отцу Амет-хан Султану, дважды Герою Советского Союза, на проспекте Авиаторов – он с утра до вечера на виду у целого города. Есть вопрос о Ярославской соборной мечети. Ее открыли в 1910 году богоугодными стараниями татарской общины и столетие спустя на средства из фонда первого президента Чеченской республики, Героя России Ахмата Кадырова реконструировали –  тоже ведь сюжет для горожан не из тех, над которыми приходится им поломать голову. Как и над самым «вкусным» вопросом, о том, к традициям какого народа относятся блюда национальных кухонь форшмак, драники или плов...

 

Есть тесты, правда, и похитрее. Допустим, о том, во внешнем убранстве какого ярославского храма  видны элементы декора не только православной, но и исламской архитектуры, и как можно объяснить столь редкостное экзотическое содружество стилей.      

При этом любой тест у авторов этнодиктанта – адресная и действенная педагогика, выверенная по заветам ее классика, поборника «общечеловеческого воспитания», Константина Ушинского о семейном воспитании добром и на добрых примерах, о раннем, до пяти-шести лет, развитии творческих способностей ребенка, о свободном труде, как основе жизни и воспитания, о деятельностном подходе к познанию прошлого родного края. Размышления Ушинского об этнопедагогике, напоминают нам авторы диктанта, окрашены «национальной созидательной идеей, освещены, согреты ею»....

Емельяновская кругосветка «Золотого кольца России» из Москвы через Переславль, Ростов, Ярославль, с возвращением в столицу нашей родины через Рыбинск, Мышкин, Углич становится для нас, читателей их путевых эссе, той терра инкогнита, «землей незнаемой», какую они открывают для себя сызнова, даже те из них, кому до сих пор казалось, что они знают все это, как собственный двор...

Весь полный  перечень имен, где не забыт никто из достойных, в путевых эссе «Этнодиктанта» завершают звездные имена наших земляков-космонавтов: легендарной «Чайки» Валентины Терешковой, Валерия Токарева, Алексея Овчинина. Все они, от Александра Невского до Амет-хан Султана и от них до Валентины Терешковой, все они с нами и в печали, и в радости, каждый из них наша надежда и опора  - во времена, когда на новых поворотах судеб народных многонациональная Россия поднимается духом в чистоте и силе.

«В привычном необычное» снова и снова видим мы и на западном развороте путешествия Емельяновых по «Золотому кольцу России», с возвращением в столицу нашей Родины по Волге через Рыбинск, Мышкин, Углич, города, отмеченные на общероссийских сухопутных и водных туристических маршрутах. Верные себе и здесь, наши гиды приглашают нас завернуть в заволжскую лесную глубинку – в Пречистое с его единственном в России музеем краеведения и леса, где экспозиция, посвященная знаменитым землякам, напоминает нам, что в Пречистом родился художник-аниматор с мировым именем, лауреат премии «Оскар» Александр Петров.

 

Заглянули авторы «Этнодиктанта о земле Ярославской» и в будущее туристского кластера «Золотое кольцо России». Не упустив в своих комментариях того, что продолжает тревожить  ярославцев (и не только их) – ни «лунной плесени» на росписях 15-купольного храма Иоанна Предтечи, появившейся там от близости к храму, изображенному на нашей тысячерублевой купюре, цехов «Лакокраски», ни особняков, построенных с нарушением закона в водоохранных зонах Волги и ее притоков, ни попыток непродуманной рекультивации на озере Неро угодий ценнейшего природного удобрения сапропеля.

Авторы «Этнодиктанта» берут на карандаш и новые перспективные проекты. Один – с развертыванием крупного туристско-рекреационного центра в восстановленном на деньги частных инвесторов замке крахмального фабриканта Никиты Понизовкина в поселке Красный Профинтерн, другой, с логотипом «Ростов Великий – духовный центр России» и с неординарным замыслом открытия там всероссийского центра крещения и венчания.

Слетаем и сплаваем мы вместе с ними и на  «Ярославское взморье», будущий оздоровительный комплекс под Рыбинском, включенный в Федеральную целевую программу развития внутреннего туризма до 2025 года. Его обустройство, читаем  у Емельяновых, «постепенно приближается к завершению».

Так что, как видите, этнодиктант у нас, действительно, Большой, с заглавной буквы, и не только по названию. А и по тому, насколько он нам с вами интересен. Инициатива Федерального агентства по делам национальностей и Министерства национальной политики Удмуртии была активно поддержана и в нашем регионе. Рост числа участников по России: с 90 тысяч в 2016 году до 1,74 миллиона человек пять лет спустя. Это, при среднем возрасте пишущих в 29 лет, школьники и студенты, люди всех профессий. Это  космонавты 63-й долговременной экспедиции Международной космической станции (МКС-63), полярники 66-й Российской антарктической научной экспедиции.

Диктант писали на ледоколе «Владивосток» в Мурманске, в крепости Нарын-Кала древнейшего города России Дербента, на стометровой башне в столице Ингушетии Магасе, в Кубанском казачьем корпусе Краснодара.

В условиях ковидных  ограничений акцию года 2021, проходившую под просветительским слоганом «Народов много – страна одна», поддержали и  жители Ярославля, Рыбинска, малых городов, сельских поселений области. Ярославцы, как и в предыдущие годы, диктант писали в актовом зале Областной научной библиотеки имени Н.А.Некрасова, где  им, и особенно книгочеям, в чем уверены многие из них,  хорошо его написать «родные стены помогают». По нашим данным еще никак не меньше двадцати

пяти тысяч пишущих со всей области подключились к акции в он-лайн формате...

 

Презентация нового издания «Этнодиктант о земле Ярославской в вопросах и ответах», изданном при поддержке департамента общественных связей области по новой региональной программе «Развитие институтов гражданского общества на 2021-2025 годы», прошла на одном из первых в нынешнем году заседаний совета ЯРО «Ассамблеи народов России». Книга пополнила библиотеки Ресурсного центра этнокультурного просвещения, департаментов образования и культуры области, этнокультурных организаций региона, Дома-музея Максима Богдановича, культурного центра армянского общества «Наири», центральной библиотеки имени М.Ю.Лермонтова, по 40 экземпляров получили школьные библиотеки Ярославля и вузы города .

 

Юлиан Надеждин, корреспондент журнала «Содружество культур», член Союза журналистов России.

Полный текст вы сможете прочитать в одном из первых номеров журнала "Содружество культур" за 2022 год.

 

Материал опубликован в рамках проекта «Учебное издание «Этнодиктант о земле Ярославской в вопросах и ответах» как одна из форм развития информационного общества знаний», который получил поддержку департамента общественныйх связей Ярославской области в рамках реализации подпрограммы «Государственная поддержка гражданских инициатив и социально ориентированных некоммерческих организаций в Ярославской области» на 2021 – 2025 годы.  

Фоторепортаж

27.02.2022, 421 просмотр.

 
Журнал № 33
Copyright © Корпорация. Работает на HostCMS