Ю.Ф. Надеждин "Традиции живы, если согреты нашим дыханием на форуме этнокультур – 2013"

                                                        

Уходящий год региональное отделение Ассамблеи народов России, его друзья и партнёры по традиции последних лет провожали большим фестивалем-форумом этнокультур «Ярославия – земля согласия», подготовленным по целевой программе «Гармонизация межнациональных отношений» при поддержке губернатора области и под патронажем мэрии Ярославля. Официальная делегация на форуме во главе с заместителем губернатора Александром Грибовым тепло приветствовала в своём составе специального гостя из Москвы – председателя Совета Ассамблеи народов России, доктора политических наук Светлану Смирнову. Три часа без всяких пауз на одном дыхании продолжался в выставочном центре «Старый город» парад талантов из культурного центра «Вайнах» и немецкой культурной автономии, центра детского творчества «Витязь» и объединения татар «Нур», из армянского общества «Наири» и украинского центра «Просвита», ансамблей «Квяты» Дома польского и грузинского танца «Имеди». Начиналось это многозвучное и многокрасочное действо презентацией сборника «Путешествие в страну Дружба», авторами которого стали победители объявленного год назад отделением ассамблеи конкурса юных авторов рассказов, эссе, стихов, рисунков о дружбе народов. На высокой ноте гала-концерт и завершался - церемонией награждения лидеров и актива этнокультурных организаций и торжественным актом подписания текста соглашения о взаимодействии между ЯРО Ассамблеи народов России (совет отделения представлял его председатель Нур-Эл Хасиев) и Уполномоченным по правам человека в Ярославской области Сергеем Бабуркиным.

Комплекс «Старый город» в тот день снова широко раздвинул свои стены вглубь времён и во все стороны света. А позвала всех в это нескучное путешествие по праву гостеприимной хозяюшки наша «Петропавловская слобода». Лидер общества возрождения русской культуры и традиций, руководитель авторской группы проекта «Этномир Ярославского края», первый голос семейного фольклорного ансамбля Надежда Балуева (на форуме стала она обладательницей золотой медали Ассамблеи народов России) встречала путешественников хлебом-солью, поклоном до земли, старинной задушевной песней. А затем немедленно пригласила их в мастерскую рукодельниц будущего «Русского дома» (о нём наш журнал рассказывал в одном из предыдущих выпусков). Немного воображения – и можно увидеть с его крыльца и парк с храмом Петра и Павла, и фабричный городок с корпусами выстроенной повелением Петра Великого знаменитой Ярославской Большой мануфактуры, и весь обжитый с доисторических времён Закоторосльный стан с его болотистыми неудобицами.

«Сохранять традиции – значит согревать их нашим дыханием». Следуя такому завету предков, «слобода» умудрилась прямо у нас на глазах одушевить историческое время – в моделях представленных на форуме коллекций народного костюма, воссозданного по музейным образцам и архивным выкройкам, обережных лоскутных кукол, домотканых половиков и покрывал, связанных крючком кружев с традиционным орнаментом, в ландшафтных пейзажах фабричного городка с сенокосными лугами по соседству на берегах Зеленцовского ручья, с мельницей на Которосли – живописец Александра Сибрина освоила вместе с «Петропавловской слободой» эксклюзивный жанр «ожившей географической карты». В своих мастерских «слобода» устроила на форуме настоящий день открытых дверей – с мастер-классами участниц проекта «Этномир Ярославского края» Анастасии Носковой, Галины Андреевой, Ангелины Ковалик, Ольги Владимировой, Анны Эшонкуловой по крою крестьянского сарафана, ручной вязке, изготовлению кукол-оберегов и текстильной игрушки. Павильон «Петропавловской слободы» гостей принимал до позднего вечера.

В экспозиционном модуле культурного центра «Вайнах» нашими гидами были член его молодёжного комитета, будущий политолог Азамат Дзейтов и его соученица по Демидовскому университету, студентка юрфака Калимат Базаева. Оба оказались хорошо подкованными, весьма солидными собеседниками, и мы сразу узнали от них кое-что из того, что вряд ли быстро нашли бы, например, в хвалёной Википедии: что идеальной одеждой для всадника была и остаётся войлочная бурка, защищает не только от дождя, ветра и снега, но и от…жары; что горло у вайнахского кувшина вовсе неспроста такое узкое – чтобы у девушки, несущей кувшин на плече, вода на извилистой горной тропе не выплёскивалась. А в барабан чеченцы по обычаю предков бьют одновременно с обеих сторон – чтобы слышнее было!

По ходу общения с корреспондентами нашего журнала красавица Калимат неплохо освоилась в роли хозяйки усадьбы где-нибудь в предгорном ауле – у огородного плетня со связками лука, чеснока, кукурузных початков, с запасным деревянным колесом у ворот – такое проходит хоть в горах, хоть в долинах по любому бездорожью. О старинном узорчатом ковре на стене павильона Калимат рассказала подробней. С незапамятных времён есть у вайнахов такой свадебный обряд. В доме жениха в этот сотканный вручную из овечьей шерсти ковёр завёртывали обыкновенный веник. Невеста должна веник достать, перевернуть его «задом наперёд» и опять уложить в ковёр. Обычай бесхитростный, зато с глубоким смыслом: самым простым способом невеста давала понять, что в дом пришла настоящая хозяйка. А уж о праздничном женском костюме наш гид целую лекцию прочитала, только успевай записывать. И на словах его на все лады расписала, и всё показала детально, потому что сама была в национальном наряде красоты несказанной – шили в Чечне, заказывала для таких вот праздников. Белоснежное трикотажное платье, сверху велюровый халат, серебряный пояс – знак достоинства, женского и семейного, их испокон века у вайнахов передают от матери к дочери.

Остановок в пути было у нас несколько, и каждая оказывалась по-своему неповторимой. В павильоне Немецкой национально-культурной автономии её президент Ирма Бахерт напомнила нам о 250-летней годовщине обнародования манифеста Екатерины II, в котором русская императрица приглашала иностранцев жить и работать в России. А как всё могло выглядеть в жизни, как в любых самых грозных обстоятельствах первые переселенцы из Германии и их потомки сохраняли в наших краях свои обычаи и культуру, зрители увидели в концертной программе: Василиса Серова сыграла довольно выразительную сценическую миниатюру, которая так и называлась – «Переселенцы немцев из Европы в Россию». В гостях у ЯРОО народов Киргизии «Биримдик – Единство» вместе с его лидером Керимбеком Арыкбаевым и нашими старыми знакомыми – юными грациями из ансамбля киргизского танца ярославской школы №66 мы с удовольствием повспоминали недавний день культуры этой республики во Дворце молодёжи, ставший зачином проекта совета отделения ассамблеи и объединения «Биримдик – Единство» - «Мосты дружбы».

Попрощавшись с друзьями киргизами, мы заглянули по соседству и сразу оказались в компании узбеков, казахов и таджиков. Их совместную выставку – халатов с традиционным орнаментом, хозяйственной утвари, музыкальных инструментов, изделий народных ремёсел комментировал улыбчивый богатырь из таджикской диаспоры Хусейн Каримов, тренер по дзюдо и самбо, воспитавший двух чемпионов мира. С нескрываемой гордостью рассказывал, что конструкция деревянной колыбели у современных таджиков, как и орнаменты на их халатах и тюбетейках – мало чем отличатся от тех, что были во времена их великого соотечественника философа, врача и просветителя Авиценны. Не преминул Каримов поделиться и спортивными новостями. На крупных соревнованиях по самбо в Санкт-Петербурге ещё один его питомец аспирант медакадемии, молодой врач-терапевт Эрадж Рахимов поднялся на третью ступеньку пьедестала почёта. В павильоне общества «Наири» куратор экспозиции, посвящённой 500-летию книгоиздания в Армении, Эля Степанян, по специальности юрисконсульт, для первого знакомства открыла бутылочку фирменной, слегка сводящей скулы минеральной воды из источников всемирно известного бальнеологического курорта Джермук. У стола с книгами – томом народного эпоса «Давид Сасунский», сборниками стихов Саят-Нова, Нарекаци, Аветика Исаакяна, Сильвы Капутикян мы говорили о том. что христианство армяне приняли первыми в Евразии (ещё в 301 году!), что их красивый и скорописный алфавит не изменился за полтора тысячелетия, прошедших после его изобретения крестьянским сыном Месропом Маштоцем, что фонетика родного языка Эли Степанян будто создана для поэзии: «джур», «крунк», «майр» - вода, журавль, мать…

Из седой древности мы буквально «через стенку» попали прямо в будущее – в недалёкие уже новогодние праздники. Общество русско-белорусской дружбы «Сяброуства», отмечающее как раз в декабре свой 15-й день рождения, решило, под запал опередив всех, поздравить ярославцев с наступающим 2014-м годом – ёлкой в серебряных блёстках, праздничным угощеньем в народных традициях сябров: вяленым мясом палендвицей, белорусским салом, пирогами с картошечкой и грибами, мочёными яблоками, напитком под веселящим названием «крамбамбуля» и Дедом Морозом, собственной персоной прибывшим из Беловежской пущи, откуда родом, в неотразимой золотой короне из соломы. Не теряя времени даром Дед Мороз, чья роль была доверена старожилу «Сяброуства» Игорю Петришенко, предложил гостям поколедовать. И мы, конечно, не отказались. Загадав желание, мы вытянули из стоящей под ёлкой коробки заветную записку с новогодним напутствием. А поскольку выставочный проект белорусов был посвящён ещё и столетию выхода в свет книги стихов «Вянок» воспитанника Ярославского юридического лицея Максима Богдановича, то именно ему, классику поэзии Серебряного века и доверили напутствовать нас на год грядущий.

Нам, можно сказать, крупно повезло – волею судьбы досталось одно из лучших его стихотворений. Написан шедевр в Ярославле в 1915 году, к тому же в тему нашего форума попадает он, как в яблочко. Судите сами: «Я хотел бы//встретиться с вами на улице//в тихой синей ночи//и сказать:// «Вы видите эти далёкие звёзды,//светлые звёзды Геркулеса?//Несётся к ним наше Солнце//и летит вслед за Солнцем Земля…//Кто мы такие?//Попросту мы странники-попутчики среди небес.//К чему же на Земле//распри и дрязги, боль и горечь,//если все мы летим к Звезде?».

Заключительную точку в нашем репортаже-путешествии журнал «Содружество культур» попросил поставить профессора Светлану Константиновну Смирнову.

- Я в Ярославле не впервые,- сказала она.- Лет пять назад приезжала сюда на Конгресс народов России. Уже тогда было видно, какая заметная роль в общественной жизни края принадлежит региональному отделению нашей ассамблеи, насколько эффективно сотрудничает оно с властями. Теперь я вижу, что партнёрские связи и сам авторитет ассамблеи крепнут. Круглый стол, проходивший накануне в Доме правительства, сегодняшнее подписание соглашения о взаимодействии совета отделения с уполномоченным по правам человека в Ярославской области и вообще впечатления от форума этнокультур подтверждают это самым убедительным образом. Опыт, накопленный вашей «Землёй согласия», заслуживает того, чтобы тиражировать его на всю страну, что, собственно, мы в Москве из года в год уже и делаем. А самую острую проблему вы здесь, думаю, хорошо прочувствовали и без всяких подсказок. Ярославскому краю нужен Дом национальностей – как площадка для общения и дискуссий, как кадровый ресурсный центр этнокультурных объединений и просто как крыша над головой для их офисов, лекториев, классов, студий. Такие дома дружбы есть и в Татарии, и в Удмуртии, и в Самаре, и у ваших соседей ивановцев, они повсюду оправдывают своё назначение, напрямую связанное с успешным преодолением сложностей «национального вопроса» и нормальным созреванием гражданского общества в России. Пожеланием поскорее справиться с застарелой проблемой и хотелось бы закончить нашу беседу. Спасибо за интервью; ярославцев – с Новым годом, объявленным в нашей стране, напомню, Годом культуры. А она-то уж, культура, знает дорогу к храму, а значит, к миру и согласию.

Юлиан Надеждин.                                

 
Журнал № 18
Copyright © Корпорация. Работает на HostCMS