Потомкам древних вайнахов есть, чем гордиться

Встреча в культурно-просветительном центре имени Валентины Терешковой прошла в рамках проекта "Гармония различий" в рамках областной целевой программы "Гармонизация межнациональных отношений в Ярославской области".

Вечер истории и культуры вайнахов, проходивший в ярославском центре Терешковой в последних числах ноября, мало был похож на обычный вечер отдыха за чашкой чая с музыкой и танцами. Хотя без стихов, песен и огневой лезгинки не обошлось и тут, а к чаю подавали блюда национальной кухни, и самое заметное место на столах занимали слоеные пироги с тыквой, привезенной из Грозного. Замечено не нами, что за чашкой чая ладится любая беседа, и людям лучше понимать друг друга. А задуматься всем, кто пришел, было о чем: вечер приурочили к 20-летию события, горькая память о котором в российском обществе не остыла и по сей день: тогда в ходе контртеррористической операции один из красивейших городов Северного Кавказа – Грозный в считанные дни был превращен в руины. Инициатор и ведущий вечера представитель президента Чеченской республики в Ярославской области Нур-Эл Хасиев, напомнив, «какое это было горе для чеченцев и всей страны», все же не стал тревожить старых ран, просто не тот был случай. Собрались те, кому не требуется объяснять, какие беды несут гражданские вооруженные конфликты – у кого-то погибли тогда близкие. Да и вообще пришли люди, знающие цену добрососедству, согласию и взаимопониманию – лидеры национальных общин, их близкие и друзья, партнеры из правительства области, муниципалитета Ярославля, представители деловых кругов.

Вести встречу, и тоже по праву единомышленников, оргкомитет доверил активу нового молодежного объединения чеченцев и ингушей «Дош» («Слово») и судя по тому, как всё хорошо сладилось, любому стало понятно, что Хадиза Хашиева и Азамат Дзейтов доверие полностью оправдали, добавив в атмосферу встречи драйва и поэтичности. Молодые прихожане Ярославской соборной мечети читали суры из Корана; вдохновенный речитатив мовлида – молитвы памяти погибших стал торжественным зачином вечера. Сквозной публицистический монолог автора программы с его комментариями к видеосюжетам об истории и современных судьбах Земли вайнахов оттенили проникновенной лирикой стихи и песни о самом главном – о любви и верности, милосердии, о счастье материнства, очаге родного дома, греющем душу через годы и расстояния – их исполнили Мадина Ведзижева и Хеда Оздиева. Особенно тронула слушателей песня, которую звонкоголосая и очень музыкальная Хеда спела в честь своей матери – сама Малика, приглашенная на вечер, слушала посвящение со слезами на глазах. К слову, пришла она не с пустыми руками; будучи искусной кулинаркой, по старинному семейному рецепту испекла те самые  пироги с тыквой. Оказались они и ко времени и к месту, встреча проходила в интерактивном, с большим экраном и мониторами на столах, кафе центра Терешковой, оборудованное под кают-компанию космического корабля. И хотя не Космос был в данном случае темой вечера, что-то похожее на ощущение полета во времени и пространстве всё равно испытали многие, подъемной силой на старте полета стала их неостывшая память о пережитом, их тревоги за судьбы детей и внуков.

Отправной точкой программы автор взял статью из своего домашнего досье, напечатанную в одной из центральных газет в 2000 году. В тексте публикации на полном серьезе утверждалось, что чеченцы, кроме как стрелять, ничего другого не умеют, да и что, дескать, можно ждать от народа, даже не имеющего своей истории, она у них «просто ещё не записана». Подобные детсадовские небылицы обычно оставляют на совести того, кто их придумал. Но в Грозном снова пахло порохом, застарелый синдром «злого горца» снова становился злобой дня. «Чеченофобия» и сегодня осложняет жизнь переселенцев, правдивой информации о чеченцах и ингушах по-прежнему не хватает даже в нашем регионе, где всё больше выходцев с Северного Кавказа находят свой второй дом. С таким острым посылом и отправилась в дальний путь кают-компания, из глубин времен в нашу кипучую повседневность, туда и обратно, с вопросами, в стиле бывалого полемиста так сформулированными командиром экипажа: «Так кто же мы, потомки вайнахов?»; «Чем можем мы гордиться?»; «Было ли у нас прошлое?»; «И будет ли будущее?». Ответы снова и снова давал видеоэкран: несказанной красоты горными пейзажами с древними сигнальными и сторожевыми башнями, чьи стены помнят, что доходили сюда и воины великих завоевателей Александра Македонского и Тимура, и вайнахи не склонили перед ними головы. Такими ответами были и снятые на камеру последние находки археологов на землях горцев, и экспонаты удивительного этнографического музея  в селении Донди-Юрт.

Вокруг стрельба, а один чудак-человек прямо в зоне боевых действий принялся спасать от гибели исторические ценности - бывает, оказывается, и такое. Про этот музей  в свое время корреспонденты нашей пресс-службы здесь в Ярославле узнали, что называется, без посредников. Так вот, подъезжает тот чудак-человек к блокпосту с новым экспонатом для музея.

- Что везем?- интересуются военные.

- Кувшин везем.

- Куда, зачем?

- Музей строю.

- Ты что, ненормальный? Посмотри вокруг, какой музей?

- Нормально будет, если вы меня сейчас пропустите. Стараюсь, чтобы пока воюем, мы не забыли, какого мы роду-племени.

Миротворческий заряд, заложенный в слово «нормальный», видимо, оказался такой силы, что блокпост дал зелёный свет тому узкогорлому медному кувшину, в каких вайнахские девушки по крутым тропкам носили и до сих пор носят воду с горных  источников. Всё это поведал нам  несколько лет назад сам хозяин находки – уроженец Урус-Мартана, почетный гражданин Чеченской республики полковник милиции в отставке Адам Сатуев. По ходу вечера мы, конечно, и к нему заглянули в гости. Видели и наковальню легендарного кузнеца Донди, по имени и в честь которого и назвал Сатуев свой музей. Там у него под открытым небом хранятся ритуальные камни язычников с солярными – солнечными – знаками на них, рядом с молельнями, родовыми склепами, землянкой куда более поздних времен – середины прошлого века. В такой и жила после возвращения из высылки  в Среднюю Азию семья бывших спецпоселенцев Сатуевых.

Нет, не забыли потомки вайнахов, кто они и откуда родом, и как многое связывает их с русскими в исторических судьбах России. Именно об этом в течение всего вечера напоминали нам документальные сюжеты,  напоминали согретые живым чувством автора проекта комментарии к увиденному, книги, представленные на витрине выездной выставки. О том, что перед нами отнюдь не развлекательное воскресное чтение, говорили  сами названия на их обложках: «Чечня: право на культуру», «Тени вечности» Леча Ильясова, монографии «Имам Шамиль» (в серии «ЖЗЛ»), «Ахмат Кадыров», «Академик Петр Захаров». Последняя книга – о талантливом художнике, уроженце Чечни. По одной из версий искусствоведов он и был прототипом главного героя поэмы «Мцыри» пера поручика Тенгинского полка, участника боевых операций против горцев, представленного к награде за храбрость, Михаила Лермонтова. «Стоп-кадр» сделал  ведущий и на книге «Нахи и священная история» известного писателя и публициста Сайд-Хамзата Нунуева. Выпустили ее в Ярославле, то была быстрая  реакция на вспышку в Чечне радикального ваххабизма. Чтобы проект состоялся, семье Хасиевых пришлось продать личный автомобиль. Почти весь тираж отвезли в Чечню, как и газеты «Вайнах» - печатным словом убеждали сбитых с толку вернуться по домам.

Вообще программа вечера ничем не напоминала лекцию с набором расхожих подробностей, которые обычно находят в Интернете одним нажатием кнопки. Поделился автор таким, например, неожиданным открытием в собственной родословной. Когда Волковский театр (дело было в середине 90-х годов) пригласил его стать консультантом по этнографии спектакля «Кавказский роман», поставленного по мотивам повестей Льва Николаевича Толстого «Казаки» и «Хаджи-Мурат», консультант углубился в текст литературных первоисточников. Каково же было его удивление, когда перечитывая «Хаджи-Мурата», он в одном из героев повести узнал…своего прадеда по имени Бата – по сюжету это был тот самый человек, кто привел Хаджи-Мурата к русским. Из среды чеченцев вышли пять генералов царской армии, ровно столько же историки насчитывают в ней генералов-ингушей. Кавалерийская «Дикая дивизия» горцев под командованием великого князя Михаила Романова отважно сражалась на фронтах Первой мировой войны. Горцы никогда не сдавались в плен, не оставляли на поле боя убитых и раненых. Из комментариев к сюжету военного тележурналиста Александра Сладкова зрители узнали, что в год начала Великой Отечественной войны в составе героического гарнизона пограничной Брестской крепости служили 400 уроженцев Чечни и Ингушетии. 180 тысяч жителей Чечено-Ингушской автономной республики (из 700 тысяч человек её тогдашнего населения) укрепляли подступы к Грозному, и этот стратегически важный город не  сдали противнику. Сорока уроженцам республики (по другим данным их  более полусотни) были присвоены звания Героев Советского Союза. Их заслуги перед Отечеством оказались не в счёт уже в предпоследний год войны, когда шла насильственная депортация малых народов Северного Кавказа и Крыма, от мала до велика огульно обвиненных в «пособничестве оккупантам». От холода и голода погиб тогда каждый второй спецпоселенец.

В конце вечера экран снова перенес нас на два десятилетия назад к развалинам и пустошам Грозного, но только для того, чтобы, как сказал автор программы, мы вышли из этого зала с пониманием, что жизнь не может строиться на насилии, агрессией и братоубийственной войной никогда не достигается благополучие, и что все мы, граждане свободной России, один народ со своей общей историей и культурой, хотим жить в мире и спокойствии, растить детей, заниматься любимым делом. Этот разговор, обращенный ко всем и каждому, и прежде всего к молодежи, поддержали на вечере люди, умудрённые жизнью, известные и уважаемые – представитель главы Республики Ингушетия в Ярославской области Хажбикар Костоев, председатель армянского общества «Наири» Сократ Хачатрян, директор Центральной городской библиотеки имени М.Ю. Лермонтова, член областной Общественной палаты Светлана Ахметдинова, доктор философии Тамара Дадианова, первый заместитель председателя регионального отделения Российского Фонда мира, куратор программы благотворительных акций Асия Резанова. Все желали друг другу мира и душевного равновесия.

- Дай Бог, - напутствовал кают-компанию Сократ Хачатрян, - чтобы чеченцы и ингуши, так хорошо понимающие, что им, их детям и внукам есть чем гордиться, стали добрым примером в этом для других народов  нашей многонациональной России.

Спартак Назаров.             

      

 
Журнал № 35
Copyright © Корпорация. Работает на HostCMS