У Башмета поют даже камни

На фотовыставке «Рождение музыки»


Начало мая по традиции последних лет становится на Верхней Волге временем большого искусства. Собиновский зал филармонии, КЗЦ «Миллениум», концертные площадки Рыбинска и малых исторических городов, клубные сцены сельской глубинки в девятый раз приняли в нынешнем году международный музыкальный фестиваль « Юрий Башмет в Ярославле». Сам годовой календарь дает этому проекту Министерства культуры России, правительства области и нашей филармонии особый вдохновляющий посыл. Музыка, передающая всю гамму человеческих чувств, классика и современность, в исполнении мастеров с мировыми именами, талантливой молодежи и совсем юных ярославских дарований, российских звезд и гостей со всего света звучит в унисон и бурному весеннему обновлению природы, и самой атмосфере ожидания одного из самых духоподъемных наших праздников - Дня Победы.

Фотограф журнала «Содружество культур» Марина Козлова, аккредитованная в пресс-службе фестиваля, в партнерском дуэте с Натальей Бородиной, внесла свой творческий

вклад в создание такой атмосферы. В атриуме торгово-развлекательного центра «Аура» дирекция фестиваля впервые развернула фотовыставку «Рождение музыки», посвященную истории этой традиции (2009 – 2016). Два десятка планшетов, более семидесяти кадров! Их авторы предлагают любителям музыки освежить в памяти то, что пережили они на концертах предыдущих сезонов, заглянуть не только за кулисы филармонии, но и в зрительный зал – на репетиции оркестра «Новая Россия» и камерного ансамбля «Солисты Москвы», проходившие часто прямо с колес, в привычном «башметовском стиле», когда партнеры понимают друг друга с полуслова. Знатокам же и ценителям изящных искусств, тем, что «со стажем», их зоркая фотокамера помогает еще раз прочувствовать всё то, что отличает ярославский фестиваль от других. И прежде всего глобальный диапазон имен, жанров, стилей, музыкальных эпох, названий стран, представленных в афишах. Моцарт, Бетховен, Чайковский в контрасте со Шнитке и главой «Новой венской» композиторской школы Арнольдом Шёнбергом. Виктор Третьяков, Вадим Репин, Денис Мацуев, Наталия Гутман, их публике представлять не надо, - и лауреат

премии «Щелкунчик» двенадцатилетний ярославец Саша Доронин. Валерий Гергиев с оркестром прославленной Мариинки – и джазист Игорь Бутман с его биг-бендом, объехавшие полсвета. В круг симпатий ярославцев впервые вошли играющий на скрипке Страдивари молодой венгерский виртуоз Кристоф Барати, о чьем даровании маэстро Башмет сказал: «Феерическое», его соотечественник цыганский скрипач Роби Лакатош, соединивший талант классического и джазового исполнителя, почти не известный в России ансамбль «Страсбургские ударные». В это трудно поверить, но шестерка его музыкантов владеет четырьмя – нет, не десятками – сотнями инструментов! Фотовыставка «Рождение музыки» напоминает нам о том, как пять лет назад мы открыли для себя искусство китайского композитора Тан Дуна – лауреата «Оскара» и учрежденной фондом Башмета премии имени Дмитрия Шостаковича. Сенсацией стало тогда исполнение оркестром «Новая Россия» (с автором за дирижерским пультом) симфонической фантазии Тан Дуна «Смерть и огонь». В его «органической музыке» в сочетании с классическими инструментами звучат природные вода и ветер, морские камни

и…автомобильные колесные диски, и как напоминание о великих открытиях китайцев фарфоре и бумаге – керамика и даже картон.

Фирменные эксклюзивы, большие и малые, они тоже в традиции ярославских майских концертных декад. Фотовернисаж переносит зрителей к «главной интриге» фестивальной программы, приуроченной к 1000-летию Ярославля - премьере композиции по «лирическим сценам» Чайковского и роману в стихах Пушкина «Евгений Онегин». Местом первой встречи, размолвки и финальной драмы расставания Татьяны и Онегина стал… ярославский Губернаторский сад, заложенный как раз в пушкинские времена. В ударе были в тот день оркестранты, солистка Большого театра Динара Алиева в роли Татьяны и ее партнеры – молодые оперные певцы из московских театров, чтецы от автора Егор Бероев и Ксения Алфёрова. В разгар представления, когда уже начинало смеркаться, где-то совсем неподалеку вдруг затянул свою вдохновенную песнь соловушка. Не упустил случая, подпел самому Чайковскому, сам того не ведая оживил строки из «Онегина»: «И соловей во мгле древес напевы звучные заводит»…

Фотокамера ведет нас в КЗЦ «Миллениум», где 9 мая юбилейного года победы Олег Меньшиков и его актерская команда «Духовой оркестр» сыграли, не оставив в зале равнодушных, спектакль-концерт «Медь», пронзительную исповедь артиста, ровесника оттепели начала 60-х, о пережитом – о любви, разлуках и горьких разочарованиях, о детских мечтах, несбывшихся и тех, каким волею судьбы суждено было сбыться. На многих кадрах видим мы то, чего не видит зритель и что в афишах обычно остается «между строк». Есть эпизоды делового общения маэстро и его музыкантов с партнерами из хоровой капеллы «Ярославия» и с ее художественным руководителем профессором Владимиром Контаревым. Один из снимков сделан во время беседы Башмета с участниками конкурсного отбора ярославских талантов во Всероссийский юношеский оркестр – трое из них попали в его состав и были удостоены чести играть на закрытии Сочинской олимпиады. Не пропустите замечательный кадр, где артистический директор фестиваля, склонившись в галантном полупоклоне, целует даме руку - после всех треволнений поздравляет исполнительницу партии Татьяны Динару Алиеву с успехом. Авторы вернисажа, непринужденно

владея языком светописи, не раз берут за живое зрителей тонким чутьем на «говорящую подробность» натуры, вроде снятых на крупном плане нарядной туфельки арфистки или щегольского ботинка саксофониста.

Ярославский фестиваль Башмета любят, в прессе почтительно называют его «музыкальным форумом». И он с лихвой того заслуживает. Хотя бы тем, что на его афишах представлена чуть ли не вся карта Европы, от Испании и Великобритании до Белоруссии и стран Балтии, а в его восточные и южные границы входят и Япония с Китаем, и Турция с Арменией и Азербайджаном. Вот и в этом году в его афиши, в тематику мастер-классов и музыковедческих конференций в училище (колледже) имени Л.В. Собинова вошли программы, какие редко сходятся в одно время и в одном месте: музыкально – драматический спектакль «Не покидай свою планету» по сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (с камерным ансамблем «Солисты Москвы» и Константином Хабенским) и «Брамс, Шуман и их окружение», «День Испании» и заключительный гала-концерт лауреатов международного конкурса имени П.И.Чайковского – музыкантов нескольких поколений из разных стран, в диапазоне от США,

Англии до Монголии. Всё это герои будущих снимков Марины Козловой и Натальи Бородиной. В планах фестивальной дирекции – выпуск юбилейного фотоальбома к следующему Х фестивалю «Юрий Башмет в Ярославле».

Юлиан Надеждин.

Фоторепортаж

05.05.2017, 327 просмотров.

 
Журнал № 18
Copyright © Корпорация. Работает на HostCMS