Вятское греет и озаряет

Гости этого, ставшего теперь традиционным, фестиваля из такого же, как само Вятское, старинного села Левашово, земляки с противоположного большесольского берега Волги, уверены, что свой вкус имеют не только дары природы, но и само время, в котором человек живет. По крайней мере именно так – «Вкус времени» - на философский лад рискнули они по праву первопроходцев  назвать свой животноводческий комплекс. Это они одними из первых в наших краях начали перерабатывать на месте то, что дает ферма – на общую пользу, с обоюдной выгодой для всех. Их экологически чистые мясные продукты свежее, а значит, вкуснее, чем у иных конкурентов, к тому же продаются они, само собой, по ценам без торговых накруток. Каково оно на вкус, наше быстротекущее времечко, гости и хозяева сентябрьского праздника урожая в селе Вятском узнали без всяких посредников. Ярмаркой «Покупай ярославское» здесь на торговой площади и открывалась под патронажем правительства области осенняя сессия фестиваля «Провинция – душа России», теплым приветственным словом поздравил всех с праздником урожая зампред правительства Александр Шилов.

Свой товар привезли три десятка сельхозпредприятий, фермерских и приусадебных хозяйств Некрасовского и соседних районов. На следующий день их сменила Ярославская ремесленная палата – они-то, сельские и городские умельцы, не хуже землепашцев и животноводов отличают времена на вкус и на цвет. В общем, найти на прилавках здесь можно было всё, что душа пожелает и что семейный кошелек позволит: плюс к левашовским колбасам – молочные продукты в ассортименте из «Ярославки» и «Прошенинского», овощи со всей округи, цветочный – на луговых травах, редкий гречишный мед с пасек Кротовых и Скупновых, даже саженцы виноградной лозы из частного сектора рабочей окраины Ярославля под народным названием Перекоп. Там Елена Шушарина, дипломированный ветеринар по профессии, на чистом интересе выращивает виноград десяти сортов. Те из ее соседей, кто получил саженцы в подарок, и у кого дело сладилось, собирают, как говорит Елена Петровна, по три ведра с куста. А пример в этом подают остальным виноградари волею Божьей - красноперекопцы-южане из армянской и грузинской общин.

На празднике урожая особенно повезло огурцу, он в селе Вятском у себя дома, кормилец с вековым стажем. «Царь наш батюшка Огурец» зеленел на всех прилавках, красовался на лотках ремесленной палаты, верховодил в ярмарочной потехе на торговой площади, был прославлен в натюрмортах ярославских живописцев на музейном вернисаже «Огурец от Марины Огурцовой». Такой вкусный зачин придумали для фестиваля его организаторы, напомнили всем нам о тех полузабытых теперь временах, когда губерния одевала, обувала, кормила себя трудом собственным, а сельского  учителя и земского доктора содержали на свои кровные рубли, заработанные с земли-матушки. А праздники устраивали всем миром. Как это было, читаем у Николая Алексеевича Некрасова. Филологи давно доказали, что дорога, которой семеро мужичков из главной книги классика «Кому на Руси жить хорошо» отправились искать счастье, проходила недалеко от Вятского, а само оно узнается в описании Кузьминского, «богатого села, что косогором тянется, потом в овраг спускается, а там опять на горочку». Здесь после уборки урожая шумели большие торги, с удалыми зазывалами, скоморошьими потехами, увеселениями для взрослых и детей. Вятская «ярмонка»-2015 и об этом тоже напомнила. Заботами энергичных и неутомимых менеджеров Фонда развития культуры Александра Орлова праздничное настроение зрителям и себе самим поднимали и поддерживали на ярмарочных подмостках и на летней эстраде  звезды и звездочки ярославской клубной сцены. Выступали те, кого собирают вместе разве что по самым большим праздникам:  хор русской песни «Калинушка», юные красавицы-плясуньи - детского ансамбля «Радость» из Дома культуры «Гамма», их сверстницы из ансамбля «Аюшки» Дома культуры «Радий», постоянный партнер нашей ассамблеи оркестр народных инструментов Степана Вишневского из того же «Радия», джаз-ансамбль с классным тромбонистом, выпускником Гнесинки Владимиром Воробьевым. Блеснул во всей своей красе эстрадный сольный вокал: Михаил Преображенский, Леонид Бородин, сразу две Анастасии -  Забегаева и Соколова, Игорь Исаков, Анна Осовская, новичок в этой компании Александр Сучков. Музыка для души овеяла зеленые горушки Вятского, мелодии на любой вкус, передающие все оттенки лучших человеческих чувств – некрасовская «Коробушка» и украинская «Ты ж мэне подминула», «Кубанская залихватская» и неаполитанские песни, зажигательная лезгинка и вечнозеленые стандарты из репертуара Луи Армстронга, нестареющие мировые хиты из «Трехгрошовой оперы» Бертольда Брехта и Курта Вайля, Фрэнка Синатры, биттлз – оба дня эстрадный марафон под открытым небом продолжался до самого вечера.

Ясно же, фестивалю в некрасовском Заволжье «Провинция – душа России», чью концертную программу неделю спустя завершал камерный ансамбль Игоря Попкова «Барокко», не суждено затеряться и в хронике событий нынешнего российского Года литературы, и тем более в календаре самого историко-культурного комплекса «Вятское», получившего летом гран при международного фестиваля «Интер-музей - 2015». Команда Олега Жарова и Фонд  развития культуры (он входит в Ассамблею народов России), рука об руку с ректором  академии «Голос и скрипка», оперной певицей с мировым именем Любовью Казарновской и ее супругом австрийским продюсером Робертом Росциком, в содружестве с партнерами из семейной фирмы члена-корреспондента Российской академии художеств Елены Пасхиной «Мастер Леонардо» снова показали себя на редкость успешными собирателями талантов.

На три сентябрьских недели поляна на подходе к Воскресенскому храму, рядом с торговой площадью Вятского, на опушке березовой рощи превратилась в мастерскую под открытым небом. Здесь проходил 2-й межрегиональный симпозиум  по городской скульптуре (первый, год назад, принимали в Данилове). Тема нынешнего – Некрасов, его литературные герои. Рукава засучили семеро художников из Санкт-Петербурга и Ярославля. К концу второго фестивального дня выставка открылась. «Святой Никола» Галины Додоновой; «Вятский огуречник» с бочонком в руках Ильи Брандукова; жница и косарь, «Жатва» Бориса Сергеева; русские красавицы Ольги Панкратовой – героини некрасовского стихотворения «Есть женщины в русских селеньях»; «Волгарь» Валентина Рещикова с огромной рыбиной в обнимку; некрасовский «Школьник» Семена Жохова; «Бегущая от грозы» Елены Пасхиной. Все эти легко узнаваемые персонажи стали теперь новоселами Вятского.

- Вятское греет и озаряет. Всё делалось по вдохновению, на одном дыхании, без рабочих моделей, при любой погоде, - проект представила  её автор Елена Пасхина. – Наш спонсор – комплекс «Вятское», материал, белый известняк из карьера во Владимирской области – от мастерской «Мастер Леонардо». Принимающая сторона создала нам все условия для творчества, работы остаются здесь, надеюсь, они будут достойны этих исторических мест, связанных с судьбой и поэзией Некрасова. На симпозиум собрались сложившиеся мастера, в основном выпускники нашей академии  в Питере, известные не только в профессиональном сообществе. Например, Додонову, закончившую Ярославское художественное училище, знают, кто-то по памятникам Анне Ахматовой и фонтану «Нева» в Санкт-Петербурге, кто-то – по портрету Пушкина в Пушкинских Горах, ученика Михаила Аникушина Сергеева – по его потрясающей серии образов святых и подвижников, по «Святому Николаю» на истоке Волги, питерскому «Фонарщику» - соавтором этой  композиции, как и некоторых других проектов Бориса была его супруга Ольга Панкратова.     Самый молодой среди нас – уроженец Рыбинска, мой ученик Семен Жохов. Среди коллег известен он своим дипломом в академии – портретом в интерьере актрисы Фаины Раневской, и тем еще, что несколько лет довольно успешно работал в Китае. На симпозиуме в Вятском Семен после привычной бронзы впервые освоил новый для него материал -  камень, с чем мы его по-дружески горячо поздравляем.

Законченный вид эта не имеющая аналогов экспозиция обретет после того, как на свое место встанет на поляне возле Воскресенского храма выполненный Еленой Пасхиной скульптурный портрет самого Некрасова. Пока что находится он в мастерской автора – в рабочей модели из тонированного гипса. Будущие зрители увидят поэта на охотничьем привале – Елена Васильевна поделилась с нашими читателями подробностями своего замысла. Сумка ягдташа через плечо, верный пес замер у ног. Стопка бумаги на колене, карандаш в руке. На высоком челе поэта – едва заметная, как от застарелой боли, сетка морщин. По замыслу Пасхиной, может быть, она, эта боль, и остановила в лесной чащобе Некрасова, как никто на поэтическом Олимпе умеющего сострадать несчастным. Здесь, в лесах ярославского и костромского правобережья, на охоте, поэт задумал своих «Коробейников». Здесь недалеко от Вятского, в отцовском родовом имении Грешневе написал он первые строки поэмы «Эх, полным - полна коробушка, есть и ситцы, и парча» - еще при жизни Некрасова эти стихи запела вся Россия.

Первый зрительский отклик на открытии выставки скульпторы услышали от Любови Казарновской. Свою самую высокую оценку увиденного – «пятерку с плюсом» - подтвердила она самым оригинальным способом: автограф на композиции Пасхиной «Бегущая от грозы» Любовь Юрьевна оставила…размашистым росчерком включенной в сеть электродрели. Тот фестивальный день заканчивался отчетным концертом учеников ее международной академии в переполненном конференц-зале историко-культурного комплекса. Свое уважение слушателям молодые певцы выразили уже тем, что не искали  легкого успеха. За основу программы взяли произведения высшей сложности, самых разных стилей, не часто звучащие в филармонических концертах – арии из опер Чайковского, Моцарта, Генделя, итальянских композиторов-классиков. Слушатели тоже в долгу не остались. Хватило одного вечера, чтобы у Эльвиры Никитиной, Яны Сафоновой, Оксаны Красиловской, Азамата Цалити и самого молодого в этой группе учеников Казарновской,  второкурсника ГИТИСа Андрея Макарова, у каждого из них, не исключая, само собой, и концертмейстера лауреата международного конкурса Анны Кривцовой, появились новые восторженные поклонники.

После концерта блиц-интервью журналу «Содружество культур» дал обладатель красивого и звучного баритона Азамат Цалити.

- Родом я из Северной Осетии - Алании, из Беслана, - представился Азамат нашим читателям.- Пою с детства. Сейчас живу в Москве, закончил отделение актеров музыкального театра ГИТИСа. Был актером театра-лаборатории Дмитрия Крымова, солистом  центра оперного пения Галины Вишневской. Пять лет назад пришел в труппу камерного оперного театра Бориса Покровского. А теперь вот к оперной культуре приобщаюсь и в академии Любови Казарновской. В ее педагогике собрано всё лучшее, что есть в русской и мировой школе вокала, и чем богат ее собственный опыт общения с великими музыкантами – с Караяном, Мути, Левайном, Темиркановым, моим земляком  Валерием Абисаловичем Гергиевым. Кому как не Казарновской знать, как правильно развиваться голосу, если Господь его тебе дал. Всё, что я почерпнул на ее мастер-классах, помогает мне чувствовать себя свободней и уверенней в спектаклях театра, где я имею честь исполнять партии баритона в операх «Волшебная флейта» Моцарта, «Блудный сын» Бриттена, «Холстомер» Кобекина.

Говоря о своем педагоге, Азамат Цалити добавил, что не только на занятиях мастер-класса, но и в любой жизненной ситуации Казарновская ратует за независимость мысли и поступка, свободу личного выбора, умение задуманное доводить до конца. Как раз за такие качества, по мнению нашего собеседника, ценит Любовь Юрьевна своих друзей и партнеров в селе Вятском, где в ее планах теперь – открытие «Оперного дома». Передав привет ярославской осетинской общине и узнав, что называется наш журнал «Содружество культур», Азамат подытожил наше краткое общение по-кавказски, широкой улыбкой:

- Содружество культур! Так это же как раз то, что всем нам ну просто необходимо  для нормальной жизни!

Юлиан Надеждин.               

 

 публикация из журнала "Содружество культур" № 12

Фоторепортаж

30.09.2015, 1699 просмотров.

 
Журнал № 35
Copyright © Корпорация. Работает на HostCMS