«Ярославский калейдоскоп» под российским триколором

В то погожее утро август, как искусный живописец, предусмотрительно окрасил просторный пейзаж на окраине поселка Дубки в цвета триколора – белыми перьями облаков на синем небе. Третьего цвета, красного, щедро добавила сама геральдика: растянутое на травяном откосе стадиона трехцветное полотнище, триколор на высоком древке, в окружении знамен стран СНГ и ближнего зарубежья поднятый над сценой с логотипом праздника «Ярославский калейдоскоп: фестиваль национальных культур». С десяток бело-сине-красных штандартов были розданы делегациям его участников, каждая делегация выходила с ним на торжественное открытие фестиваля, приуроченного к Дню главного, наряду с гербом, символа страны – Государственного флага Российской Федерации, а затем вывесила его над входом в свою фестивальную резиденцию. Там в заблаговременно поставленных шатрах из полупрозрачной сетки и возле них и развертывалось многолюдное конкурсное действо под названием «Свадебный переполох».

Но прежде чем палаточный городок оживет, организаторы  фестиваля, главы администраций Ярославского района и его Карабихского поселения Татьяна Хохлова и Евгений Шибаев, главный режиссер праздника Владимир Абросимов, как и подобает хорошим хозяевам, в своих приветствиях у микрофона напомнили всем, какой это важный для России день – 22 августа, и как по традиции последних лет во славу крепкой семьи, без которой не может быть сильного государства, отмечают день триколора жители района. Многими подробностями из истории российского флага оживили протокольный зачин праздника почетный гость – заместитель председателя областной Думы, секретарь региональной организации партии «Единая Россия» Илья Осипов, члены жюри конкурса свадебных обрядов лидер нашего межнационального содружества Нур-Эл Хасиев и член президиума совета отделения ассамблеи, председатель общества «Петропавловская слобода» Надежда Балуева.

День Государственного флага установлен в 1994 году по Указу президента России Бориса Ельцина. А впервые бело-сине-красный стяг поднят был на корабле «Орёл» три с половиной столетия назад в царствование Алексея Михайловича. В 1693 году триколор стал личным штандартом Петра I, развевался он и на мачтах петровской «потешной» флотилии, спущенной на воду на Плещеевом озере под Переславлем-Залесским. В наши дни, во время августовских событий 1991 года исторический триколор подняли над Белым домом в Москве. В том же году съездом народных депутатов, а затем и президентским указом он был утвержден в качестве Государственного флага России. В декабре 2000 года президент Владимир Путин подписал  конституционный закон с каноническим описанием флага Российской Федерации и правовыми нормами его применения. По этому закону главное знамя страны постоянно находится в рабочем кабинете президента. Триколор может быть поднят и на торжественных мероприятиях общественных объединений; граждане России вправе поднимать его на своих домах как в праздники, так и в будни. Начиная с петровских времен белая полоса флага означала свободу, синяя – образ святой Богородицы, небесной покровительницы России, красная полоса – державность. В новой России бытуют и неофициальные трактовки цветов триколора. По одной из них белый означает чистоту помыслов и порядочность, синий – веру и верность, красный цвет символизирует силу и кровь, пролитую за Отечество. Согласно другой версии – она и прозвучала на открытии «Ярославского калейдоскопа» в Дубках – три цвета гармонируют с такими близкими каждому, одухотворяющими библейскими ценностями, как Вера, Надежда и Любовь.

А начиналось фестивальное действо с того, что расставленные во всю ширь зеленого поля стадиона, украшенные триколорами шатры на глазах у зрителей превратились в одну большую и дружную стройку. Рядом с украинским куренём оказался притвор армянской апостольской церкви, стенка к стенке встали белорусская хата, северный чум, поблескивающая спицами колес цыганская кибитка, изба с русской печкой и самоваром на столе. На подворье гоголевского кузнеца Вакулы, выдающего замуж дочку, дожидалось своего часа быть распиленным на поленья уложенное в козлы бревно, а рядом на ветру весело крутила крыльями мельница-кормилица. У цыганской кибитки терпеливо ждала начала представления лошадушка – настоящая, живая! Рядом в чуме скучал старожил Арктики белый медведь, и тоже живой! Полчаса спустя неизвестный лицедей в карнавальном костюме в человеческий рост одним своим появлением приведет разновозрастную публику в полный восторг.

Шатров насчитали мы десять, по числу сельских поселений района, плюс одно городское – Лесная поляна. В шатре ассамблеи следуя древней премудрости «в тесноте да не в обиде» ухитрились разместить сразу две гостиные: среднеазиатскую свадьбу выпала честь показать таджикскому культурному центру «Саманиды», Северный Кавказ доверено было презентовать молодежному объединению «Вайнах». Остальным, чтобы без обид, конкурсную тему в ходе подготовки к фестивалю определяли по жребию. Туношна углубилась в тонкости свадебных обрядов народов Севера; Курба взялась за грузинскую свадьбу, Заволжское сельское поселение – за татарскую. Лесной поляне выпал жребий пригласить гостей на украинскую свадьбу; белорусская досталась Ивнякам. Ну а русскую подфартило сыграть Кузнечихе. Театральную и песенно-танцевальную часть взяли на себя культурно-спортивные центры поселений. Но готовились к «Ярославскому калейдоскопу», как испокон веков водилось на Руси, всем миром. «Проектными мастерскими» конкурса стали и ветеранские организации, и объединения по интересам, и детские студии искусств, офис ассамблеи на улице Чехова, домашние компьютеры в квартирах людей любознательных и творческих или просто тех, кому проект пришелся по душе и кто сумел предложить от себя что-то интересное.

Так что в «Свадебном переполохе» зрителям нашлось, чему удивляться, а членам жюри, куда пригласили сразу двоих этнографов и фольклористов (кроме Балуевой, методиста областного Дома народного творчества Ольгу Куракину) – было что по ходу презентаций взять на карандаш. Оценивали не только знание подлинного обряда, но и азарт, и юмор исполнителей, их умение вовлечь в действо зрителей. После таинства венчания молодоженов в армянском храме мы весело били посуду на пороге их дома. Под бодрящую дробцу бубна прыгали через костер у входа в чум. Зрители лихо отплясывали «Лявониху» у плетня белорусской мазанки, а возле шатра нашей ассамблеи увидели они целый спектакль. В ролях невест, каждая с группой поддержки, выступили в нем признанные эксперты в области традиций своих народов член комитета молодежного объединения «Вайнах», недавняя выпускница Демидовского университета юрист Келимат Базаева и будущий специалист гостиничного сервиса таджичка Мехрона Трикашева, обладательница приза «Мисс Творчество» прошлогоднего конкурса «Мисс Ассамблея народов России».

На подворье кузнеца Вакулы наши корреспонденты притормозили, оказавшись сперва в гостях у заводного и хлебосольного хозяина, а затем возле стола, где в мастер-классе волонтера, экономиста по университетскому диплому, мамы двух дочек Натальи Высоцкой вовсю кипела работа. Первыми осваивать краткий курс изготовления свадебного оберега – подковы, что дается на счастье, усадили за стол ребятишек. Аккуратно и сосредоточенно приклеивали они к рогожным заготовкам орнаменты из зерен, семян и круп, разложенных на тарелках. Вместе с ними слушали мы вступительную инструкцию наставницы о том, что у наших  предков-славян было особое отношение ко всему, что дает по осени обработанная нива. Зерна злаков, крупы, семена подсолнечника и тыквы, плоды пряных трав по древнему поверью земледельцев означали конкретные блага и добродетели: греча – теплоту человеческих отношений, горох – семейное благополучие, семена тыквы – плодородие, подсолнуха – свет и тепло солнца, а символом здоровья, по версии, найденной Натальей в Интернете, наши предки считали, хотите верьте, хотите нет…черный перец. Заодно уж взяли в толк слушатели мастер-класса, как правильно вешать подкову-оберег на дверной косяк в доме молодых – так, чтобы ее очертания напоминали чашу, дном вниз, а не как попроще,  привычным сегодня для многих способом, с точностью до наоборот.

Так что, как видите, всё было на том «переполохе» настоящее – и традиции, и поверья, и азарт, и улыбки. Не говоря уж о свадебных угощениях: белорусских картофельных драниках, украинском сале, грузинском хачапури, медовых сладостях – армянской гате и татарском чак-чаке. У шатра ассамблеи всех потчевали пловом, арбузами прямо с бахчи и виноградом нового урожая. Под занавес большого концерта, проходившего под девизом «Таланты всех стран, соединяйтесь», чья программа сполна отвечала такому призыву, награждали победителей «Свадебного переполоха». Церемония получилась не менее захватывающей, чем сам концерт, в котором ассамблею  достойно представляли певцы Нина Ксюк, Манана Манучарян, Ольга Овезова, а в танцевальных номерах - пара солистов ансамбля Дома Польского «Квяты» и уже знакомые нашим читателям Мехрона и – в дуэте с Азаматом Дзейтовым – Келимат. Ввиду явного отсутствия аутсайдеров сравнивать по отдельности костюмы, кухню и сам обряд жюри не стало. Баллы давали и за отдельные находки, и по общему впечатлению от показов,  тут уж и от жюри потребовались не только компетентность, но и творческий подход, а в самых спорных случаях и находчивость. Карабиха награждена дипломом «за самую веселую свадьбу», Лесная поляна – «за самую мастеровитую», Заволжское сельское поселение – «за самую яркую». Кузнечихе, сумевшей рассказать о русской свадьбе в песнях и хороводах, присужден диплом «за самую музыкальную» свадьбу. Презентация Курбы оказалась «самой романтичной», Ивняков – «самой красочной», Некрасовского поселения –«самой торжественной». За «самый экзотичный» обряд (тот, что с белым медведем), как и следовало ожидать, дипломом отмечена Туношна. Делегация межнационального содружества стала обладательницей двух дипломов – «самой щедрой» свадьбой признана вайнахская, а «самой нарядной» - таджикская, награду по праву ее заботливого куратора принимал председатель центра «Саманиды» Рустам Мирзаходжаев.

Пока, ближе к вечеру, шатры разбирали, жюри устроило короткую летучку. Традиция будет закреплена и  получит развитие, вопросов с этим не было и нет. Вопросы пока оставались с выбором места для следующего «калейдоскопа». Вариантов сразу нашлось несколько; кто-то предложил Щедрино, где живет много специалистов разных профилей и деловых людей. Надежда Балуева подала идею, а почему бы не выехать со «Свадебным переполохом» в старинное село Курба. Место такое же достопримечательное, с дворянскими усадьбами вокруг, не менее раздольное и живописное, чем Дубки. На прощанье глава района обещала обсудить все предложения на ближайшем оргкомитете «Ярославского калейдоскопа».

Спартак Назаров.           

публикация из журнала "Содружество культур" № 12

Фоторепортаж

31.08.2015, 1518 просмотров.

 
Журнал № 35
Copyright © Корпорация. Работает на HostCMS