Их юность была оборвана войной

В этой школе на старинном почтовом тракте Москва – Архангельск, с мемориальной доской на фасаде памяти ее знаменитого питомца – видного политика и государственного деятеля, правозащитника, писателя, участника Великой Отечественной войны Александра Николаевича Яковлева историю не просто «проходят» по учебнику – вживаются в нее воображением, чувством, раздумьями о ее непростых уроках на день сегодняшний и завтрашний. Дружная команда старшеклассников Красноткацкой средней школы из актива ее музея во главе с учителем истории Анжеликой Вевель в этот декабрьский день снова показала, как умело управляют они «машиной времени». На премьеру театрализованной слайд – композиции «Юность, оборванная войной» собрались всей школой, и оценить их искусство было кому. Тем более, что каждый год в этот день школа принимает   выпускников разных лет, актив ветеранской организации поселка Красные Ткачи, своих друзей из нашего межнационального содружества, шефов из Фонда гуманитарных программ имени академика Александра Яковлева – генерального директора фонда Виталия Преображенского и президента фонда, сопредседателя совета отделения Ассамблеи народов России, известного российского социолога Бориса Колодижа, хорошо знавшего Яковлева. Ну а время для премьеры в преддверии Года 75 – летней годовщины великой Победы было выбрано самое подходящее – день памяти академика, выпускника 1941 года.

Героями композиции «Юность, оборванная войной», названной так словами из его мемуарной книги «Омут памяти», стали его сверстники из поколения, чья молодость была овеяна ветрами суровой романтики революции, гражданской войны, комсомольских строек первых пятилеток. В трагическом сорок первом это поколение добровольцев со школьного порога шагнуло прямо в смертоносное пламя боев на подступах к Москве и Ленинграду. В тот день в актовом зале Красноткацкой школы мы встретились с ними лицом к лицу. Актив школьного музея впервые отважился выйти на сцену в ролях своих сверстников – десятиклассников выпуска Александра Яковлева. На выпускном вечере под старинные вальсы и зажигательную «Рио - Риту»  до утра кружились пары, в Березках вставало солнце, у крыльца на весь поселок самозабвенно заливался соловушка. Встречая свое последнее школьное утро, они наперебой вспоминали любимых учителей, спектакли на клубной сцене, лыжные походы. И о будущем, о том, кто как его себе представляет, тоже, конечно, говорили. Митя Воскресенский хотел стать геологом, Гриша Холопов – летчиком, Август Герсянник – учителем. А когда кто – то молчаливому и вдумчивому Саше Яковлеву высказал предположение, что, наверное, быть ему ученым, будущий академик с лукавой улыбкой, то ли в шутку, то ли всерьез подтвердит: «Согласен!». Тогда они еще не знали, что началась война, и что все они по зову сердца уйдут на фронт, дав друг другу обещание быстренько дать жару этим фрицам и вернуться домой с победой. Слушали берущую за душу песню тех лет «В далекий край товарищ улетает», фотографировались все вместе на память, словно сойдя к нам с экрана – из фронтовой хроники с ее заключительными кадрами, сделанными в Берлине у парадного входа в поверженный рейхстаг. Читали по куплетам строки поэта: «Повидали мальчики, храбрые солдаты, // Волгу в сорок первом, Шпрее в сорок пятом. // Показали мальчики за четыре года, // Что такое мальчики нашего народа». А в финале композиции вместе со всеми тех, кто не вернулся, помянут они торжественной минутой молчания.

Но тогда, на выпускном вечере, нет, еще не знали они, что первым погибнет не состоявшийся геолог Воскресенский, их Митя. Что  под Новгородом отдаст жизнь за Родину их учитель истории Петр Матвеевич Чуваев. А их классный руководитель Густав Фридрихович Шпетер будет арестован как «враг народа» за то, что по национальности немец – из ссылки вернется только в 1956 году, будет реабилитирован, но без права преподавания в школе. Старший лейтенант морской пехоты Яковлев будет тяжело ранен, домой вернется на костылях. Но тогда, на выпускном вечере, они всего этого, конечно, знать еще не могли.  Тот Саша, в спектакле, был цел и невредим, и мы услышим его мысли о тяжком труде войны, скажем прямо, не очень - то похожие на то, какими бывают дежурные пафосные речи к ее юбилейным датам.  «Дорогая мама, - писал он в одном из писем с фронта, - я попал в роту автоматчиков, командиром третьего взвода. Рота занимается ближней разведкой в тылу противника. Началась моя военная пора, не знаю, что и писать о ней. Стреляли, ходили в атаки. Ползали по болотам. Привыкаешь к смерти, но не веришь, что и за тобой она ходит неотступно».

Эти строки из своего письма много лет спустя академик Яковлев приведет в своей мемуарной книге «Омут памяти» - каждую строку ее автор выстрадал собственной судьбой. О них, судьбе и личности Александра Николаевича Яковлева, размышлял в интервью после премьеры композиции «Юность, оборванная войной» Борис Колодиж:

- Молодцы, смотрел с комом в горле, спасибо за вашу крепкую память об этой выдающейся личности. Ваша школа одной из первых начала отмечать великую и трагическую дату, 75 - летие Победы над германским фашизмом. Это будет год  памяти и славы. 500 тысяч человек ушли на фронт из Ярославской области, 200 тысяч из них не вернулись. Более двухсот ярославцев стали Героями Советского Союза, около полусотни – полными кавалерами орденов Славы. В Москве дата будет отмечаться на Поклонной горе как всенародный праздник многонациональной России, с приглашением гостей из стран ближнего зарубежья – свой вклад в победу внесли все народы Советского Союза. Для Александра Николаевича Яковлева это была одна из самых актуальных тем в его размышлениях об уроках Великой Отечественной и о цене победы. Когда мы пытаемся понять, кто в новейшей отечественной истории служит моральным стандартом отношения к жизни и проблемам общества, стойкости и мужества в отстаивании свободы, демократии, прав человека, принципов исторической правды, то называем имена Андрея Сахарова, Дмитрия Лихачева и – да, его, Александра Яковлева. В этом ряду ему принадлежит особое место, не только как идеологу перестройки, открывшей России путь к свободе и демократии, но и как участнику Великой Отечественной войны, ушедшему на фронт в неполные восемнадцать лет со школьного порога. В звании старшего лейтенанта, командир взвода разведки отдельной бригады морской пехоты, он участвует в кровопролитных боях на Волховском фронте под Ленинградом. Под ураганным огнем противника ходит в атаки, каждый раз теряя более половины взвода. В одной из атак получает тяжелое ранение тремя пулями. Два осколка навсегда остались в его легких и ноге. Стараниями хирургов он избежал ампутации и лишь после длительного лечения в госпитале возвратится домой на Ярославскую землю. Его боевые награды – ордена Красного знамени,  Красной звезды и Отечественной войны 1-й степени. Носил награды с достоинством, но щеголять ими не любил. Все эти ордена мы впервые увидели на красных подушечках в день его похорон в октябре 2005 года… Напомню: из сверстников Александра Николаевича, фронтовиков 1921 – 1923 годов рождения только трое из каждой сотни встретили в мае сорок пятого года великий день Победы. Юность, оборванная войной – лучше о том поколении и не скажешь.

И еще вспоминали мы в день памяти о том, что и в книгах, и в деловом общении, а тем более приезжая в свои родные места не признавал академик «высокого штиля», особенно когда речь шла о каких – то в его понимании естественных для  нормального человека вещах, таких, как чувство патриотизма – оно, говорил Яковлев, воспитывается в семьях, закрепляется в школе и передается из поколения в поколение с генами. У него самого, выходца из крестьянской семьи, это чувство проявлялось не в красивых словах, а в добрых делах, в стремлении помочь. Он так много сделал для своих земляков. С его участием было отстроено новое здание школы в Красных Ткачах, а классы и лаборатории оснащены компьютерами. И стар, и млад в этих стенах между собой называли Александра Николаевича «Дедом», можно предположить, что по аналогии с Дедом Морозом. Академик всегда приезжал с подарками. Чаще всего это были книги для библиотеки. На его именной витрине в школьном музее рядом с его бушлатом, тельняшкой, бескозыркой выставлены  переведенные на многие европейские языки его мемуары, публицистика,  материалы комиссии при президенте страны по реабилитации жертв политических репрессий, которую он возглавлял многие годы – главный труд его жизни: многотомная, изданная его фондом «Демократия» библиотека «Россия. ХХ век. Документы».

Нынешние шефы из фонда гуманитарных программ тоже сюда приезжают не с пустыми руками. На сей раз привезли они не только подборку новой краеведческой литературы (включая последние выпуски пользующейся большим читательским спросом «Библиотеки ярославской семьи») и не только, как всегда, призы победителям турнира по шашкам, чей замысел подсказал один из портретов академика, где он склонился над шахматной доской. Гости прибыли с новогодними сюрпризами. Призеры получили годовые календари, иллюстрированные пейзажами авторов Ярославского пленэрного центра, творческий  актив школьной литературной студии – приглашения на поставленный по прозе Марины Цветаевой моноспектакль «Сонечка» актрисы Камерного театра Владимира Воронцова Ольги Казаковой. С Ольгой в Красноткацкой школе тоже хорошо знакомы. Пять лет назад в день памяти Яковлева, приуроченный к 70 – летию победы, Ольга Казакова проникновенно прочла здесь со сцены стихотворение Юлии Друниной «Зинка», посвященное фронтовой подруге, Герою Советского Союза Зинаиде Серебряковой – в 1944 году она погибла в бою под Оршей; тем же годом датированы и эти стихи из золотого фонда поэзии Великой Отечественной войны. А сюрпризом шефов «номер один» в году нынешнем стала коллекция пейзажей, выполненных с натуры  по проекту пленэрного центра в поездках по некрасовским местам Ярославской и Костромской областей, по маршрутам туристского «Золотого кольца России» художниками Юрием Казаковым, Светланой Аксютой, Инной Антоновой, Антоном Братыгиным, Дмитрием Сысоевым.

Автор проекта Виталий Преображенский в своем комментарии к вернисажу затронул такое актуальное понятие, как социальный капитал. Александр Николаевич Яковлев, его дела, книги, сама его личность, его отношение к Родине, демократическим ценностям, к правде истории и есть, по словам директора фонда гуманитарных программ, мощный социальный капитал, который уже стал действенной силой нравственного обновления общества, а в будущем послужит и на благо новых поколений россиян. Передавая выставку своим подшефным, ее куратор предложил провести зрительский конкурс – на лучшие эссе и стихи, написанные по впечатлениям от этих картин. Чтобы осенью, сменив экспозицию, к предстоящему в новом году 120 – летию Красноткацкой средней школы, одной из старейших в России сельских школ, подвести итоги конкурса. Предложение было немедленно принято.

День памяти заканчивался традиционным чаепитием с участием убеленных сединами почетных гостей – выпускников школы послевоенных поколений. Снова и снова вспоминали Яковлева. Разговор, начатый директором школы Марией Петровной Мухиной, подхватили автор сценария композиции «Юность, оборванная войной» Анжелика Вевель, председатель совета ветеранов поселка Красные Ткачи Алевтина Михайловна Хандогина, старожил поселка, летчик – испытатель по профессии Игорь Николаевич Сучилов. Каждому нашлось, что сказать о том, как прост был академик в общении, как чуток к людям, как скромен, неприхотлив в быту. Занимая высокие должности в Москве, в отпуск он ездил не куда – то на Мальдивы – сюда, на родину. Непременно навещал в Ярославле, Ростове, Угличе родных сестер. Одна из них, постоянная участница  дней памяти Тамара Николаевны Суворова, на сей раз приехать не смогла – передала через дирекцию школы всем сердечный привет из больницы, где сейчас лечится.

А с Игорем Николаевичем Сучиловым прощались мы до скорых встреч в году 75 – летней годовщины Великой Победы. Наши читатели в курсе дела, все же напомним еще раз, что в Лётно – испытательном институте имени Михаила Громова в  Жуковском Игорь Сучилов служил вместе с дважды Героем Советского Союза Амет – хан Султаном. А год 2020 дает еще один веский повод положить цветы к постаменту его мемориала на ярославском проспекте Авиаторов. Приближается 100 – летняя годовщина прославленного  воздушного аса, весной  второго года войны бесстрашным тараном вражеского «юнкерса», рискуя жизнью, спасшего Ярославль от большой беды.

Юлиан Надеждин

26.12.2019, 1445 просмотров.

 
Журнал № 35
Copyright © Корпорация. Работает на HostCMS