Вновь команда проекта "Деятельность ресурсного центра этнокультурного просвещения" принимала у себя в гостях школьников одной из ярославских школ.
На этот раз дети дети познакомились с выставкой "Край вайнахов глазами художника", познакомились с белорусской культурой. Заместитель председателя организации русско-белорусской дружбы "Сяброуства" Люмила Николаевна Федосеенко провела занятие экспрэсс-погружения в стихию белорусского языка и традиций. Ребята познакомились с белорусской культурой, узнали, как выглядит флаг страны и увидели традиционные костюмы белорусов. Школьники попробовали говорить по-белорусски, познакомились с техникой плетения из соломки - традиционный белорусский промысел, узнали о беловежской пуще, зубрах, аистах. И конечно подробно о рушниках. Когда-то в каждой семье белорусов имелся не один такой рушник и с ним были связаны разные традиции, многие из которых, увы, уходят в прошлое. В белорусском языке есть несколько различных слов для обозначения рушника. Например, простой рушник с небогатой вышивкой по краям, который служит бытовым целям - это "утиральник", а самый красивый рушник, предназначенный для украшения иконы - это "набожник".
Важную роль играл рушник на свадьбах. В былые времена девушка на выданье в сотрудничестве со старшими женщинами в семье вышивала не менее 30-40 рушников специально к свадьбе. Ими перевязывали важных гостей - свекровь, свата, свояков и сватов со стороны жениха, дружбанов жениха, мать невесты. Помимо этого, во время венчания молодые становились на специальный рушник-подножник, руки молодых тоже связывались рушником, их накрывали одним рушником. Все эти обряды символизировали объединение, связывание двух родов.
Затем состоялся традиционный мастер класс. Алла Русакова, представительница организации возрождения русской культуры и традиций, поведала учащимся о куклах-оберегах. Куклы-обереги принято считать достоянием прошлого. Но на самом деле эти особые рукодельные амулеты могут послужить нам и сегодня. Во времена язычества они были обязательным атрибутом каждого славянского дома. Кукол делали на праздники, важные события и по другим особым причинам. Все ребята унесли с собой сделанную своими руками куклу-оберег.
Ну и завершила по традиции мероприятие чайная церемония. Ребята узнали, что такое пиала, и как правильно пить из нее чай. Открытием стала история круассана, который на самом деле называется кипферл и зародился он в Австрии. С историей возникновения круассанов связана легенда, согласно которой местные булочники Вены помогли спасти город от захвата. Вражеские войска турков пытались попасть в столицу через тайный туннель, но венские булочники вовремя проявили бдительности, и город был спасен. В знак этого знаменательного события было создано изделие в форме рогалика, символизирующего главный символ ислама — полумесяц.
С нашего урока дружбы все ушли счастливые и довольные. А с педагогами была достигнута договоренность о продолжении цикла встреч по знакомству с культурами народов России.
Мероприятие прошло с использованием средств гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов