Открытие выставки «Край вайнахов глазами художника»

    Ресурсный центр этнокультурного просвещения – Дворец культуры имени А.М.Добрынина – КЗЦ «Миллениум» в Ярославле – московский Дом национальностей. По таким адресам проходил осенний круиз этой выставки, посвященной 25 – летней годовщине ярославского культурного центра «Вайнах».
Еще месяц спустя дополненную новыми работами коллекцию из полусотни пейзажей, выполненных живописцами из Ярославля, Москвы, Грозного во время двухнедельного летнего пленэра в Чечне и Ингушетии, принимал в своих залах на улице Максимова творческий союз ярославских художников. Собрались коллеги, друзья из ближнего круга авторов, партнеры нашего межнационального содружества, а довольно  хлопотную роль устроителей вечера принял на себя, со знанием дела уверенно справившись с ней, творческий актив объединения «Дош» («Слово») и молодежной ассамблеи народов Ярославского края. Развернули на вернисаже целую музейную экспозицию из запасников ресурсного центра этнокультурного просвещения и семейных – с буркой, черкеской, папахой джигита, праздничным платьем горянки, старинными музыкальными инструментами дечиг пондаром и бубном, с антикварным кувшином (ХII век!), шашкой работы знаменитых атагинских мастеров (ей больше сотни лет). Помогли зрителям, подключив воображение, оказаться рядом с авторами картин, в окружении широких панорам с ледниками на  вершинах, древними сторожевыми башнями вайнахов, лесами и выпасами на берегах живописнейшего высокогорного озера Кезеной – Ам. Приглашением на вернисаж стал  написанный перед самым открытием вечера её ведущей из объединения «Дош» Мадиной Возижевой стихотворный экспромт «Вайнахский край», что «славен был всегда и всюду // Отвагой, мужеством сынов. // Там и поныне ценят люди // Поступки выше всяких слов. // Там ценят дружбу и свободу, // Законы предков свято чтут, // Там честь и веру горцы сроду // Дороже жизни берегут». Было и еще одно приглашение от объединения «Дош» - музыкальное. Вокальный дуэт   подруг - ингушки Мариэтты Яндиевой и лезгинки Русаны Гасановой сердечно поприветствовал всех исполненной на чеченском языке старинной горской песней «Золотое солнце» - песней о чести и достоинстве, о верности в любви и – дала свою ремарку к песне Русана – «во славу настоящих мужчин».

Как и на вайнахском празднике в октябре, и здесь в центре внимания оказались не только сами картины, но и их авторы. Они снова вспоминали незабываемые дни двухнедельного пленэра, гидом и куратором которого вместе с лидером нашего межнационального содружества Нур – Эл Хасиевым стал полномочный представитель главы Республики Ингушетия в Ярославской области Хажбикар Костоев. О том, что идея возникла в кабинете заместителя председателя областной Думы Виктора Волончунаса – замысел поездки, в которой художники стали бы не экскурсантами, а участниками пленэра, с тем, чтобы потом показать пейзажи широкой публике, напомнил один из авторов выставки народный художник России, директор центра «Эмалис» Александр Карих. Голос в голос с коллегами, членами Союза художников, заслуженным учителем России Вячеславом Зарословым и выходцем из семьи потомственных живописцев Платоном Крохоняткиным Карих, не раз на Северном Кавказе бывавший,   вспоминал подробности пленэра, участниками которого стали еще и Действительный член Академии художеств России Валерий Ржевский, живописцы из Чечни Магомед Закриев и Аманды Асуханов. Гостям из Ярославля были созданы все условия для работы. Большинство пейзажей были написаны за один день – с раннего утра до позднего вечера. Одно из самых сильных впечатлений – люди, улыбчивое радушие местных жителей, их дружелюбный, независимо от возраста интерес к тому, чем были заняты художники, готовность, если потребуется, хоть в чем – то им помочь – пусть даже просто поднести  мольберт и краски. Однажды в горном ауле на остановке автобуса его пассажиры, дожидаясь отправления и узнав, кто перед ними, устроили целый концерт с лезгинкой под магнитофон. Под зажигательный мотив, как подобает джигиту, пустился в пляс и Хасиев. Не на шутку удивил местных стильным исполнением лезгинки -  они сначала приняли незнакомца, коренного чеченца, за русского.

Вячеслав Зарослов объехал пол России, а вот на Кавказе раньше никогда не бывал. Так что в этот образ, знакомый ему по пушкинскому «Путешествию в Арзрум», стихам Лермонтова, прозе  Толстого, по судьбе Грибоедова, вживался он сызнова. Постарался в новых работах  это свое духоподъемное чувство вновь открытого  разделить со зрителями. Признанием в том, что академический пленэр стал для него путешествием, равнозначным «сдвигу в мировоззрении», поделился  Платон Крохоняткин. Как и Зарослову, посчастливилось ему открывать для себя вайнахскую культуру, по его словам, «прикоснувшись руками к камням, хранящим память веков». О чувстве окрыленности, не раз испытанном во время этой поездки, говорил Александр Карих: но «холодела душа, - вот его слова, - когда видели мы вокруг торжествующую природу, а  в легендарном башенном комплексе Эгикал как напоминание о трагических страницах нашей истории – пустующие каменные коробки без верхних ярусов башен, взорванных во время массовой депортации народов Северного Кавказа в 1944 году…

Еще раз поздравив ярославских вайнахов с 25 –летием их культурного центра, как событие общероссийского значения оценили выставку партнеры нашего межнационального содружества заместитель мэра Ярославля Вячеслав Гаврилов и председатель Общественной палаты области Сергей Березкин. О многонациональности нашей культуры как о стратегическом преимуществе России говорил на вернисаже советник губернатора Александр Тимченко. По логике его размышлений, чтобы оно, это преимущество, было действенным, и нужны такие неординарные начинания. Тему своих давних раздумий о значении Кавказа для России снова затронул сопредседатель совета отделения ассамблеи, социолог Борис Колодиж. Высказал искреннюю тревогу по поводу того, что одухотворяющий образ Кавказа, созданный русской классической литературой, продолжает меркнуть в нашем общественном сознании. Надо его восстанавливать, и этот проект ассамблеи как эффективное средство народной дипломатии в точности отвечает такой цели. Подобные инициативы «укрепляют взаимопонимание между народами и наше единство, а там, где это единство есть, права человека соблюдаются», - так оценил значение выставки для становления гражданского общества Уполномоченный по правам человека в Ярославской области Сергей Бабуркин. «Спокойствие, радость жизни, красота, глаз не оторвать. Молодцы!» - не скрывал своих чувств легкий на помине Виктор Волончунас. – Теперь надо постараться, чтобы этот наш шаг, миротворческий и созидательный, получил свое деловое продолжение».

- Есть замысел, - немедленно подхватил тему лидер межнационального содружества, - привести в Ярославль, и тоже на пленэр, художников разных национальностей.

Не дожидаясь вопросов о том, сколько времени выставка «Край вайнахов глазами художников» еще будет открыта в Ярославле, и о конечных пунктах ее вернисажей, Хасиев дал об этом максимально полную информацию. В Ярославле открыта она будет до 8 декабря. А два итоговых вернисажа намечено провести будущей весной в новой картинной галерее столицы Ингушетии Магаса и затем в залах республиканского художественного музея в Грозном.

Пресс – служба ЯРО «Ассамблеи народов России».

Фоторепортаж

22.11.2018, 341 просмотр.

 
Журнал № 20
Copyright © Корпорация. Работает на HostCMS