Звезда Станислава в созвездии Кассиопеи

В середине марта в городскую комиссию по символам и наградам пришло письмо из Российской государственной цирковой компании. Ее руководство, выразив нашей мэрии свое почтение, обращается с ходатайством о присвоении звания «Почетный гражданин города Ярославля» художественному руководителю Ярославского цирка Станиславу Геннадьевичу Трахтенбергу. Поздравлять его пока рано, но веский повод для того, чтобы рассказать нашим читателям об этом человеке, явно появился. Есть шанс, что его любимый Ярославль, для которого так много сделал этот человек-легенда, кавалер ордена Дружбы, заслуженный работник культуры России, действительный член Академии циркового искусства и Международной академии духовного единства народов мира, наконец-то скажет ему свое спасибо и как почетному горожанину.

Правда, судя хотя бы по его регалиям, Станиславу Геннадьевичу просто грех жаловаться на судьбу. Рассматриваем на его рабочем столе довольно неброский на вид  знак из прозрачного пластика в виде небесной сферы. На фоне звездного неба читаем: «Станислав Трахтенберг». Напоминает именной знак о том, как заслуги ярославца Трахтенберга перед Отечеством и мировой культурой оценивает одно из подразделений нашего космического ведомства – АО «Космос – Земля». Поздравило его с 70-летием вручением заверенного подписью космонавта Германа Титова сертификата. Документ удостоверяет, что древний Ярославль прославлен на небесах в очередной раз: одной из малых звезд в созвездии Кассиопеи присвоено имя гражданина нашего города Станислава Трахтенберга.

Награда звездная, а присуждена за заслуги, скажем так, вполне земные. Впрочем, предлагаем читателям журнала «Содружество культур» убедиться в этом самим.

- Вообще-то в душе я организатор, - сразу опускает наш собеседник тему разговора на землю с заоблачных высот.

Ждали от него чего-нибудь поэффектней, а тут – такая проза. Но смотришь, как худрук за своим рабочим столом (бывшим директорским – занимает его ни больше, ни меньше почти три десятилетия!) одновременно, поочередно с сотовым, беседует по двум служебным телефонам, без лишних слов, казалось бы, шутя расставляет все точки над «и», и снова думаешь о том, что и в нынешней должности художественного руководителя он точно знает, кто есть кто, в чем причина, кто виноват, что делать и готов ли делатель. Библейское слово – делатель, и это о нем самом сказано.

Потомственный артист и менеджер из знаменитой династии Боско-Трахтенбергов, чей трудовой стаж насчитывает без малого полтора столетия, Станислав Трахтенберг Ярославский цирк принял в 1990 году, когда построенный в хрущевскую оттепель стационар на площади Труда находился, мягко говоря, в состоянии, самом незавидном. Еще в конце 80-х экспертиза износ здания определила в 60 процентов. Крошился перемоченный фундамент, без конца прорывало водопроводные трубы, протекала крыша. Денег из федерального бюджета хватало разве что на зарплату персоналу, причем самую скромную. Экономику качало на ухабах шоковых реформ, наступили лихие хозрасчетные времена, бартера и пустых прилавков, и предстояло научиться зарабатывать честные деньги собственным умом – всем и культуре тоже. Станислав Трахтенберг и его команда с честью вынесли на своих плечах испытания той суровой школы жизни, когда с бою давался каждый гвоздь и каждый кирпич.

Рынок диктовал свою волю, хочешь – не хочешь, а приходилось приглашать на однодневные гастроли звезд эстрады, устанавливать на манеже боксерский ринг, устраивать на утренниках жаркие конкурсные баталии нового телевизионного «Капитал – шоу» с участием его первого ведущего Владислава Листьева. Истинные ценители искусства  цирка сочувственно качали головами, читая те афиши. Зато на свои кровные удалось тогда обновить крышу, сменить световую и звуковую аппаратуру в зале, привести в порядок денники на конюшне, осилить по «эконом-классу» отделку первого этажа в зрительской части. Из директорского кабинета неизменно веяло бодрящим ветерком оптимизма. Потерпите, внушал он скептикам, наладится экономика в стране, появятся и у среднего горожанина деньги – и на цирк тоже. Звезды манежа между тем уезжали за рубеж на заработки. А то, что цирковое искусство не обеднело талантами и в постсоветской России, не забудем, одним из первых напомнил тогда именно он, наш Ярославль. По инициативе Трахтенберга здесь в самом начале 90-х прошли гала-представления новых номеров лауреатов и дипломантов международных конкурсов. Знатоки цирка наверняка помнят и такую подробность из семейной родословной самого директора: вместе с асами – руководителями аттракционов «Человек-невидимка», заслуженной артисткой Грузии Людмилой Белоусовой - Ратиани, акробатами-вольтижерами с медведями Виктора Шемшура, жонглерами экстра-класса Сергеем Заболотным с его «Живыми шляпами» и лауреатом конкурса «Цирк будущего» в Париже Сергеем Игнатовым на манеж вышли и две младшие дочери директора, «двойняшки» Катя и Лиза. Трудовые книжки у них с шести лет, любит поострить по такому поводу Станислав Геннадьевич, «еще чуть-чуть и пора им будет на пенсию выходить по выслуге лет».

 Лет пять спустя цирку древнего Ярославля доверено было доказать, что цирк будущего, он не где-то в тридевятом царстве пребывает, а здесь у нас, на земле Федора Волкова, Некрасова, Собинова. На заключительный тур памяти Юрия Никулина I Всероссийского фестиваля-конкурса циркового искусства в наш город съехались около трехсот молодых мастеров манежа, антрепренеры и режиссеры со всего белого света. Давнюю высокую репутацию цирка постановочного команда Трахтенберга и в 90-е годы и позже не только подтвердила, но и приумножила. Председатель жюри конкурса памяти Юрия Никулина Мстислав Запашный особо отметил вклад нашего города в подготовку многих лучших конкурсных номеров, в том числе и обладателей одного из двух гран при - блистательных жонглеров на лошади Садоевых.

К 1000-летию Ярославля цирк на площади Труда, как писала пресса, «пережил свое второе рождение». Вот что рассказывает об этом сам Станислав Геннадьевич:

- Простой капитальный ремонт нас не устроил бы. Помните, под каким девизом шла подготовка к юбилею? «Древний город, устремленный в будущее». Так что надо было нам время догонять. Настояли на глубокой реконструкции с полным обновлением всего жизнеобеспечения здания, и главк, областные и городские власти нас в этом поддержали. Был готов к тому и наш хорошо испытанный жизнью многоопытный генеральный подрядчик СУ-3 треста «Ярнефтехимстрой». Каждую неделю по вторникам собирался штаб стройки – мы называли его «нашим советом в Филях». Нужна была чистая работа не числом, а умением. Бездумный навал на «раз-два-взяли» не проходит, когда имеешь дело с такой сложной инженерией, умной  электроникой, сочетанием природного камня, керамики с самыми современными материалами.

Цирк на площади Труда здорово тогда помолодел. Вот что значит, когда что-то делают не от достигнутого, а от конечных целей – их можно было выразить всего тремя словами: «безопасность, комфорт, красота». Эта всем и каждому понятная формула имела отношение не только к самому цирку и комфортной городской среде, но и к наращиванию образовательных и культурных ресурсов Ярославля. А значит, проще говоря, к качеству жизни каждого горожанина. Злые языки судачили: дескать, навели марафет к юбилею, только и всего. Директор, когда слышал такое, в ответ раскрывал секреты. Плитка на фасаде – да, красивая. Но не простая, не только для украшения служит. Закреплена швеллерами на каркасе с утеплителем, есть воздушный зазор между ею и стеной – фасад у нас вентилируемый. Впервые тогда появились у парадного входа и гранитные пандусы для инвалидных колясок. Камень под колесами, просвещал директор журналистов, с насечкой, чтобы не скользили колеса в дождь или от изморози.

Помолодел цирк не только, конечно, с фасада. Двухэтажный артистический корпус подрос еще на один этаж. Хозяйственный двор покрыли навесом из стеклопластика. Стало вдвое больше гримировочных, в каждую вывели линию связи с МЧС,  выход компьютера в Интернет. По тому же принципу, сочетая безопасность с комфортом и красотой, устанавливали автоматику пожаротушения, камеры видеонаблюдения, тепловой узел, регулирующий температуру по всему зданию, электронные очистители воздуха и автопоилки на конюшне. Фойе второго этажа украсили панно с портретами Чарли Чаплина, цирковых звезд, в разные времена выступавших в Ярославле. Заказали новый бархатный занавес для форганга, главного выхода артистов на манеж – с занавеса взирает на нас легендарный основатель города князь Ярослав Мудрый.

На открытие после реконструкции ярославского стационара, спешило сообщить прессе руководство Российской цирковой компании, в город, на гербе которого изображен стоящий на задних лапах медведь с секирой, посылаем всемирно известный аттракцион лауреатов Национальной премии «Цирк» Нелли и Рената Касеевых «Созвездие Большой медведицы» и программу с участием молодых мастеров всех жанров «Наш добрый цирк». На открытие, как вовсе не в шутку, без кавычек, говорил директор, приглашали избранных. Семьи строителей и их партнеров, монтировщиков, наладчиков оборудования, художников из разных городов, ребят из многодетных семей, подшефных детских домов и воскресных школ, школы-интерната №9, в попечительский совет которого Станислав Геннадьевич входит многие годы.

Сколько таких избранных у художественного руководителя Ярославского цирка и кто они поименно, судить можно по его многоликому и многонациональному домашнему фотоархиву – позавидовать такому может любой цирковой музей. В его визитнице каких только имен не встретишь: директора детского дома музыкального воспитания и маэстро Мурада Аннамамедова, друзей и просто хороших знакомых из еврейской общины, «Солнечного клоуна» Олега Попова,  знаменитого японского импресарио господина Адзума сан и генерального директора НПО «Аэрокосмосэкология» Виктора Плакиды. Есть там визитные карточки Валентины Терешковой, друзей-космонавтов Владимира Джанибекова и Юрия Маленченко. Про Маленченко наш собеседник напомнил: он с Екатериной Дмитриевой - необыкновенная супружеская пара, они первыми в истории Земли связали свои судьбы прямо в Космосе. Церемония их бракосочетания проходила во время сеанса связи Центра управления полетами с космическим кораблем. А скрепили они свой союз венчанием в тутаевском Воскресенском соборе. Все гости на венчании, вспоминает Трахтенберг, были только особые и почетные. Среди них, добавим от себя, был и он сам – собственной персоной Станислав Геннадьевич.

А родился «звездный директор», как и все цирковые дети, где? В опилках. Его дед, знаменитый фокусник Михаил Боско, верный родному городу, остался в блокадном Ленинграде. В семьдесят пять лет умер там от голода. Похоронен в общей могиле мемориала на Пискаревском кладбище. Он был неунывающим человеком с крепким характером. Пошел в него и отец Станислава Геннадьевича. В молодости был в цирке и швец, и жнец, и на дуде игрец. Перед войной выпустил иллюзионный аттракцион «По щучьему веленью». В сорок первом ушел на фронт. Поднимал дух бойцов и командиров в амплуа конферансье и жонглера на концертах фронтовых бригад. После войны руководил передвижными цирками – про них в семье Трахтенбергов говорят: «Работка, тоже не соскучишься». О Геннадии Трахтенберге, считает сын, можно было бы написать целую повесть. Под его руководством был выстроен один из самых красивых и комфортных цирков в стране – Кисловодский. Тридцать лет в нем директорствовал, заслужил звание Почетного гражданина города. После ухода из жизни Геннадия Михайловича цирку в Кисловодске было присвоено его имя.

Лет с восьми, вспоминает Станислав Геннадьевич про отцовский номер «По щучьему велению», «в тех емелиных владениях облазал все потайные ящики». Но иллюзионистом не стал. Начинал жонглером, руководил семейным номером Боско – в составе сестер Надежды, Инессы и жены Натальи, воспитанницы циркового училища. Они и сейчас рядом, вместе. У них трое дочерей. Старшая Таисия живет с семьей в Англии, двадцатилетняя внучка Станислава Геннадьевича Анастасия заканчивает там третий курс юридического вуза. Две младшие дочери-ярославны связали свою судьбу с родным городом. Елизавета в администрации Красноперекопского района укрепляет  связи с общественностью. Екатерина менеджер в серьезной технологической фирме. А всего у четы Трахтенбергов две внучки и внук.

В конце поговорили и о должности художественного руководителя цирка. Услышали мы примерно то же самое, что довелось нам слышать  от Станислава Трахтенберга, когда он был здесь директором. Вот его кредо. Жизнь есть жизнь, случается всякое, но твои артисты должны выходить на манеж в таком настроении, будто нет, никогда не было и быть не может на свете никаких неприятностей. Как улан на Бородинском поле, на том стоит он и сегодня – ни шагу назад. И в кризисные времена, когда простым смертным надо долго откладывать деньги, чтобы сходить в цирк всей семьей, творческий тонус в стенах Ярославского цирка по-прежнему не спадает. Запашные; Нугзаровы; Николай Павленко; «Китайский цирк», «Национальный цирк Египта», детские праздничные утренники «Снежная королева», «Новый год в Простоквашино» - все эти имена и названия с афиш двух последних сезонов.

 Вопреки всем кризисам цирк на площади Труда приглашает нас к себе в гости веселой песенкой с баннеров на его фасаде – такими словами в финале: «Цирк, цирк, цирк! Это делающий сальто акробат.//Цирк, цирк, цирк! Это вечный праздник взрослых и ребят.//Это сила, это ловкость, это труд.//И поверьте, путь к победе очень крут»…

- Последняя строка уж точно про меня, - улыбается Станислав Геннадьевич, провожая корреспондентов нашего журнала. - Та крутизна нам знакома, зазеваешься – полетишь вверх тормашками. Зная это, держимся, ради той самой победы, о которой поет, теперь уже с небес, узнаёте кто? - мой старый друг Олег Константинович Попов.

И уже в тишине, когда смолкли динамики, набрав в грудь побольше воздуху, досказывает:

- Знаю, что здесь у нас его душе хорошо. Он никогда не забывал, что именно в Ярославле, в премьерной программе «Солнце в авоське» полвека тому назад ему, единственному человеку на всем белом свете, впервые удалось поймать в обыкновенную хозяйственную кошелку солнечный зайчик.

Юлиан Надеждин,

член Союза журналистов России.          

Фоторепортаж

14.04.2017, 1592 просмотра.

 
Журнал № 35
Copyright © Корпорация. Работает на HostCMS