К 25-летию общества «Наири»

Статья написана корреспондентом ЯРО Ассамблеи народов России в рамках проекта "Содружество культур" по программе "Гармонизация межнациональных отношений в Ярославской области".


Вдоль всего ограждения с фасада ярославского Центра природного камня, у обочины Костромского шоссе в Туношне, словно по линейке, расставлены огромные каменные глыбы. Живописный пейзаж! Над причудливой, ноздреватой и крапчатой, разрисованной сизой патиной фактурой необработанного камня в волю потрудились ветер, дожди, морозы и оно – неумолимое время. Но зато уж и без всяких вывесок сразу нетрудно догадаться, где мы находимся. А объяснить, как возникло и на чем держится это уникальное русско-армянское деловое содружество, встретив нас у входа, с порога берется коммерческий директор компании Вардан Саргсян. В Армении, напомнил он, никогда не забывали, что он, камень, дал людям огонь, что из камня вытесывали водоводы, спасавшие людей от жажды. На нем растирали хлебные зерна, а сложенные из него стены и башни защищали от непрошеных гостей храмы, университеты, виноградники. Из камня армяне и сегодня вытесывают поминальные кресты-хачкары – двухметровой высоты базальтовый хачкар стоит у стен церкви «Сурб Геворг» («Святой Георгий») в Ярославле. Еще до появления армянского алфавита, одного из древнейших на Земле, на камне клинописью была выбита историческая летопись одной из тринадцати столиц Армении Эребуни – Ереван, не забудем, на два десятка лет старше «Вечного города» Рима.

Да ведь и в наших краях природный камень скорее дома, чем в гостях. Тему подхватывает директор компании Ирина Елфимова, и нам ничего другого не остается, как немедленно с этим согласиться. Валуны, в глубокой древности принесенные сюда потоками с тающего ледника, давным-давно стали привычной приметой верхневолжского ландшафта, многие из них взяты под охрану государства как памятники природы. Известняк из тверских прибрежных карьеров шел на постройку Москвы белокаменной, первых ярославских храмов. Чудо-валуном в рост человека отмечено на Стрелке место заложения первой крепости на Волге. Предки наши выбивали на камне закладные и поклонные кресты – напоминает о том закладной крест у возрожденного ярославского кафедрального Успенского собора. Булыжником укрепляли

береговые откосы и фундаменты усадебных особняков. Был к нему и предпринимательский интерес, - дополнили мы наших собеседников полузабытыми фактами из собственных журналистских запасников. Валуны, собранные на волжских берегах, продавали на вес, отправляя их баржами на строительство Санкт-Петербурга. Именно так поступал в пору своей молодости выходец из мышкинского купеческого рода Березин, ставший потом городским головой Северной столицы.

Не этот ли, сохраненный в генах, зов памяти отзывается в нынешнем довольно устойчивом интересе к натуральному камню и природным материалам заказчиков благоустройства церковных подворий, детских садов, школьных дворов, городских скверов и, конечно, основной клиентуры Центра природного камня – индивидуальных заказчиков из числа новоселов загородных усадеб. В прайс-листе компании камень на любой вкус: песчаник и сланец, змеевик и туфы, яшма и малахит, декоративный щебень, валуны, речная галька. География поставок, прямые контакты с карьерами (отсюда и цены без посреднических накруток): Кавказ, Краснодарский край, Южный Урал, Карелия. Что умеют туношенские каменотесы? Подробные ответы на такой вопрос на сайте компании, а сам Вардан Саргсян, отвечая на него, без ложной скромности говорит – дескать, для облицовки и мощения, для ландшафтного дизайна «сделаем всё что угодно»: печь для выпечки хлеба, жаровню для шашлыка, детский городок, колодец, пруд и водопад. Он тоже считает, что клиент всегда прав. Слушаем его и понимаем, что за этой расхожей премудростью нормальное желание людей не просто жить ближе к природе – в среде, обустроенной по законам красоты и гармонии. И если кто-то из заказчиков об этом пока что не задумывался, ему здесь спокойно и доходчиво растолкуют, почему в ландшафтном проекте вместе с прудом, мощеными дорожками, выложенным камнем колодцем хорошо предусмотреть, например, высадку декоративных видов яблонь и груш, вечнозеленой хвои – туи, можжевельника, барбариса, голубой ели, горной сосны. За всей этой экзотикой ходить далеко не надо. Она здесь тоже на самом видном месте – в зеленой зоне торговой площадки. Через дорожку – садовая скульптура, сопутствующий товар от партнеров компании: всё

игровое, затейливое, всё сделано с юмором, в расчете на детей, а заодно и на тех взрослых, кто не забыл своего детства. Не успели толком и оглядеться, как оказались мы среди персонажей мультфильмов, комиксов и компьютерных игр, улыбаясь как старым знакомым Бабе Яге, Емеле на печи, гному из «Белоснежки», таинственному рыцарю в доспехах, диковинных размеров улитке с добрыми глазами, полными любопытства.

Облицовочный материал, лестничные ступени, перила и балясины для крыльца, вазоны, декоративные шары для ворот обрабатывают на станках, а такая вот столешница, сиденья садовых стульев из уральского сланца неописуемых пепельных тонов с полным сохранением естественного декора – ручная работа, автор – штатный скульптор и дизайнер компании Эдуард Мелконян. Из его мастерской и трехметровый базальтовый крест у стен местного храма Рождества Богородицы – памяти хоккеистов ярославского «Локомотива», пять лет назад погибших при взлете с аэродрома здесь, в Туношне. Еще один готовый крест работы Мелконяна - он из уральского сланца – в тот день еще стоял в сторонке на торговой площадке. Он для церкви «Сурб Геворг» в культурном комплексе ярославских армян, дар фирмы обществу «Наири» к его четвертьвековой годовщине. У компании Елфимовой и Саргсяна есть подшефные в детских садах, школах, больницах. На благотворительных началах помогают с благоустройством и в Туношне, и не только здесь. Мокеевской сельской школе, интернату для ветеранов в Заволжском районе Ярославля. На директорском столе видели мы благодарственное письмо, только что полученное из Красноперекопского психоневрологического интерната – «с сердечной благодарностью за оказанную помощь в благоустройстве территории интерната и с надеждой на дальнейшее сотрудничество».

В Туношну приехали мы в самый разгар рабочего дня, наше общение шло в стиле блиц, поговорить поподробней успели мы только с Варданом. В людях больше всего ценит он порядочность и умение во что бы то ни стало доводить задуманное до конца. Судя по всему и сам он из таких людей. Их многолетний, испытанный временем партнерский союз с Ириной Елфимовой, умеющей в любых жизненных обстоятельствах сохранять присутствие духа, на

такой, прочной, как гранит, основе и держится. Начинали, можно сказать, в чистом поле, оформляли договора буквально «на коленке». А сейчас их компания предлагает самый широкий в регионе выбор отделочных и ландшафтных материалов из натурального камня, полный комплекс работ по садово-парковой архитектуре, включая и обслуживание после приемки. Супруга Вардана Эсфира – индивидуальный предприниматель здесь же, в Центре природного камня. У них две дочери студенческого возраста, обе учатся в Ереване: Лилит – на юриста в филиале Славянского института, Татевик – на переводчика в Государственном институте имени Валерия Брюсова, ее специализация русский язык и литература.

«Мы люди надежные»,- как бы между прочим, ничуть не напрягая голоса, сказал Вардан в конце нашего быстротечного репортерского путешествия в мир камня. Сам того не ведая, вызвал в памяти автора этих строк его давнюю семейную поездку в Армению. На проспекте Саят-Нова в центре Еревана всматривались мы в гордый профиль легендарного гусана, поэта и музыканта, певца любви и верности, писавшего на армянском, азербайджанском и русском языках. Там ручей струился в нише белокаменной стелы. «Не всем мой ключ гремучий пить,- выбито на стеле,- Особый вкус ручьев моих.//Не всем мои писанья чтить,// Особый смысл у слов моих.// Не верь: меня легко сломить.// Гранитна твердь основ моих!//. Не забываю этих строк. «Гранитна твердь» - прямо в тему нам пропел великий Саят-Нова.

Юлиан Надеждин.

18.08.2016, 1328 просмотров.

 
Журнал № 35
Copyright © Корпорация. Работает на HostCMS