Наука из бабушкина сундука. Конференция школьных этнографов «Мы живем на Волге».

Статья написана корреспондентом ЯРО Ассамблеи народов России в рамках проекта "Содружество культур" по программе "Гармонизация межнациональных отношений в Ярославской области".


Восемь ярославских общеобразовательных школ (включая одну сельскую – Ивняковскую), гимназия, лицей, два колледжа – автомеханический и легкой промышленности, детский экологический центр «Родник», тутаевский центр дополнительного образования «Созвездие» - их исследователи и знатоки народных традиций и обычаев, семейного быта, фольклора своих прабабушек и прадедушек, взаимоотношений предков с культурами других этносов, населяющих природную территорию бассейна великой русской реки, все они стали друзьями – соперниками на конкурсных просмотрах первой этнографической конференции «Мы живем на Волге», проходившей в середине апреля в гимназии №3. Новый, приуроченный к 80 – летию региона, проект департамента образования мэрии Ярославля, ЯРО Ассамблеи народов России и Фонда поддержки образования Санкт – Петербурга возник, понятно, не на пустом месте. Как здорово научились ярославские школьники в песнях, танцах, старинных играх, в навыках возрожденных ремесел творчески вживаться в традиции этносов, населяющих широко открытое для всего доброго и красивого пространство волжского бассейна, наши читатели знают ну хотя бы по репортажам с ежегодных фестивалей национальных культур «Птаха». А вот интересно, как отвечают они на такой самый простой с виду вопрос «кто мы и откуда родом» на языке науки этнографии, изучающей особенности культурных традиций народов? На твердую пятерку отвечают, это и показала конференция. Какие они у нас дотошные аналитики, как любят докапываться до того, чего нет в учебниках и что днем с огнем надо искать в

Интернете, как смело берутся они за сложные взрослые проблемы, судите сами.

«Обучение в средневековой русской школе» - такую неслабую тему вынесла на суд экспертной комиссии Ульяна Оралова из Ивняковской школы. «Фольклор в воспитании детей в русских народных традициях» изучает разновозрастная команда ребят из экологического центра «Родник». Семиклассница Алина Гнусина поделилась своими, вполне благоприятными для романовского сувенира (и прежде всего для традиционной резьбы по дереву), итогами изучения рыночного спроса на сувенирную продукцию. Второкурсники колледжей Дамир Салахатдинов и Эльнара Хусяинова в исследовании, представленном культурно-просветительским обществом «Мирас», в нескольких ярких подробностях показали, как выглядит связанный с весенним прилетом птиц древний татарский обычай под названием «Воронья каша» и как готовится десертное блюдо «сладкий бэлеш». Двоих друзей девятиклассников из школы №60 Алихана Мирзояна и Рустама Шамояна, изучающих культуру езидов, эксперты ассамблеи похвалили и за оригинальность подачи малоисследованного материала. Древнюю притчу «Мой сон» о мартовском празднике «Клоч Саре Сале» они как заправские артисты со знанием дела вдохновенно разыграли в лицах.

Четвероклассник школы №90 Илья Куревлев родом из Архангельска. Съездил вместе с родителями на родину предков, погостил там в каникулы. Но не просто подышал свежим воздухом – записал кое-что из живой речи нынешних жителей беломорского побережья, знакомой ему по прозе Степана Писахова. И сам отдал должное меткости говора поморов, и уж постарался передать радость своего открытия слушателям на конференции. В

расчете на их сообразительность даже провел что-то вроде блиц - эксперимента. Читая отрывок мз сказки «Морской царь», в трудных местах, когда никто не знал, что означает какое-нибудь хитрющее словечко, сам с удовольствием выступал в роли переводчика. В конце обозначил проблему: народный язык поморов и можно и нужно сохранять, и не в качестве какой-то редкостной экзотики, а как живое средство общения и достояние традиционной русской культуры. Шестиклассники школы №2 не только сплясали нам красивый русский танец «Крутись, веретенце!», но и рассказали его историю, а заодно прочли увлекательное эссе о такой незаменимой принадлежности русского крестьянского быта, как то самое веретенце, прялка, оберегавшая, верили, семью от всех невзгод. Оберегом был и свадебный рушник. О нем, некогда вышитом к свадьбе нарядном полотенце из бабушкина сундука, узнали мы из исследования тутаевца Максима Даниленко. Между прочим, Максим учится во втором классе лицея. Они-то, самые юные исследователи, как раз и оказались на конференции в центре всеобщего внимания.

Третьеклассница школы №31 София Макарова представила нам целый реферат о русских валенках, убедительно доказав, что они еще послужат нам с вами и что старинный почтенный промысел требует всяческой поддержки. Секреты такой незаменимой обуви народов крайнего Севера, как пимы из оленьих шкур, раскрыл Александр Никулин из школы №90 (он на год младше Софии). Сашина ровесница из школы №60 Анастасия Нгуен выступила с обстоятельным описанием вьетнамского народного костюма, а «вкусное досье» отделения ассамблеи пополнилось в тот день рецептом приготовления этнического блюда «нэм» – блинчиков из рисового сочня со сложной начинкой (мясо, грибы, морковь, вермишель,

яйцо). Первоклассница Валерия Саушева из школы №88 много интересного рассказала о священном звере наших предков язычников, медведе с ярославского герба – в работе под торжественным названием «Символ России. Легенда Ярославля». Сверстницу Валерии из той же школы восемьдесят восемь Веру Власову тоже очень интересует мишка косолапый. Из ее конкурсного проекта «Особенности русской народной сказки Ярославской области» мы много чего любопытного узнали про симпатягу Медведя по прозвищу Липовая нога, да и вообще о том, кто есть кто среди вроде бы таких знакомых персонажей сказок, записанных на Верхней Волге.

Отдавая должное всей серьезности вериных изысканий, мы быстро сошлись на том, что именно ей, Вере Власовой, вместе с тутаевцем Максимом Даниленко, мастер-классом педагога дополнительного образования школы №90 Татьяны Гвоздевой «Кукла из лыка своими руками» и творческой работой по казачьему танцевальному фольклору нашей третьей гимназии и следует смело доверить защиту чести Ярославля на начавшейся сразу после секционных просмотров межрегиональной видеоконференции по программе «Гимназический союз России». Сеанс интерактивного общения открыли руководитель этой общероссийской программы Алексей Федоров (Санкт – Петербург) – с экрана и директор гимназии №3 Татьяна Табунова – со сцены актового зала, где видеоконференция и проходила. Зрителей и собеседников гимназический союз собрал на волжские берега со всей страны. Ими стали ребята и их педагоги средней школы №8 имени А.С.Пушкина из Еревана и гимназии города Надыма из Ямало-Ненецкого автономного округа, лицеев и гимназий из Козьмодемьянска Республики Марий Эл, из казачьей станицы Добринки Волгоградской

области, городов Болхов и Ливны Орловской области, гимназии имени А.Н.Островского наших соседей кинешемцев. Тематический диапазон исследований здесь был, конечно, еще шире – от традиций и обычаев ассирийской общины Армении, исторических судеб немцев Поволжья до говоров станицы Добринки и тайн марийской вышивки.

Конкурс есть конкурс, и заканчивалась конференция награждением призеров и победителей (имена всей шестерки вы найдете на сайте отделения ассамблеи) и выступлениями экспертов, в том числе и троих посланцев межнационального содружества – руководителя «Петропавловской слободы» Надежды Балуевой, менеджера по проектам Мадины Ведзижевой и автора этого репортажа. Всем без исключения участникам конкурса вручены именные свидетельства, тройки лучших в каждой секции получили дипломы из рук вдохновительницы проекта, ведущего специалиста департамента образования мэрии Ярославля Татьяны Мясниковой. Кроме призов, победители премированы бесплатными билетами на благотворительный концерт в Дом культуры «Магистраль», намеченный на международный день танца 29 апреля. Сборы от него решено передать на реабилитацию после длительного лечения руководителя ансамбля «Асса» Джованни Арзуманова. И еще: «За проявленный интерес к конференции «Мы живем на Волге» наш журнал отмечен благодарственным письмом директора гимназии №3 Татьяны Табуновой – «с надеждой на дальнейшее сотрудничество».

Юлиан Надеждин, член экспертной комиссии конференции «Мы живем на Волге».

09.08.2016, 5900 просмотров.

 
Журнал № 35
Copyright © Корпорация. Работает на HostCMS