Красота, несущая мир, свет и тепло

У нашего конкурса, проходившего в этом году в восьмой раз и посвященного ноябрьскому Дню народного единства, не просто свои традиции – есть у него свои правила чести, собственное достоинство. Он мало похож на те столичные конкурсные шоу, где страсти кипят обычно вокруг гламура и внешнего лоска. Здесь в особой цене красота как дар Божий, одушевленная из глубинных, ничем не замутненных родников народной памяти, красота, несущая свет и тепло, смягчающая нравы, примиряющая людей. Предкам нашим был хорошо известен этот миротворческий ресурс женской красоты. На Руси разнять драчунов в кулачном бою стенка на стенку могла только она, продолжательница рода и хранительница домашнего очага. Так – у русских, но так - и у народов Северного Кавказа. Когда женщина, появившись среди враждующих, снимала с головы платок и бросала его под ноги разгоряченным джигитам, это немедленно останавливало ссору. Вот почему решающие баллы в конкурсные копилки красавиц дает этностиль, то, насколько естественно каждая из них чувствует себя в национальной традиции, что понимает под семейными ценностями и чем вообще дорожит в свои плюс-минус двадцать лет, начиная, а кто-то по возрасту уже и начал, самостоятельную взрослую жизнь.

Так что интрига и на конкурсе-2015 возникла прямо с порога – по ходу первого испытания «Визитная карточка». Чтобы представиться жюри под председательством дебютанта в этом статусе, ведущего специалиста Ярославской мэрии Сергея Хитрова, и публике, до отказа заполнившей большой зал Дворца культуры имени А.М.Добрынина двенадцать претенденток на Гран при имели в своем распоряжении по полминуты каждая, и тут уж, будьте добры, красавицы, покажите, как умеете вы не думать о секундах свысока. Чтобы успеть поделиться у микрофона чем-то самым сокровенным, шли в ход фантазия, сметка, кругозор. С прозы переходили на стихи, блистали находками из словарей крылатых выражений. Где только ни искали вдохновения, даже в собственных именах. «Мой характер заключен в корнях моего имени – «милая людям», - это из резюме осетинки Людмилы Сидаковой. Грузинка Тинатин Кучулория приоткрыла нам секрет своего оптимистического нрава: «Тинатин», чтобы мы знали, означает ни больше ни меньше, как «отблеск солнца». Таджичка Шохсанам Тошева к знаменитым словам Достоевского о красоте, которая спасет мир, прибавила продолжение, ее девиз: «Любовь и доброта спасут мир». Судя по визитным карточкам наших прекрасных мисс, согласитесь, вполне можно быть спокойным за их день завтрашний. Как подобает будущим хранительницам домашнего очага, чуть ли не в один голос сказали они, что семья и есть для них самая главная  ценность.

И с жизненными планами у большинства из них пока что полный порядок. Татарка Камиля Шакирова в свои 23 года - ведущий инспектор в городском Центре социальных выплат. Та же Шохсанам в Промышленно-экономическом колледже учится, и только на отлично, на химика-аналитика. Первокурсница Демидовского университета Элиза Тумгоева, член молодежного объединения чеченцев и ингушей «Дош» («Слово») выбрала профессию экономиста. Студентки медицинского университета армянка Лилит Агаханян, лезгинка Симона Мурадова и уже знакомая читателям этого репортажа Тинатин – будущие врачи и фармацевты. Симона, например, так прямо и говорит: «Моя цель в жизни – стать хорошим хирургом». А вот что сказала о выборе профессии четверокурсница колледжа культуры Мария Румянцева, на конкурсе полпред русской культуры: «Хочу стать преподавателем по вокалу». Первым педагогическим опытом запасается она уже сегодня – руководит детской студией «Зоренька».

Следующее после «Визитной карточки» испытание «Кулинарное путешествие», наверное, можно было считать своего рода тестированием красавиц на то, не расходятся ли у них  с делом столь уверенные слова о важности семейных ценностей. Жюри не даст соврать – нет, не расходятся! О представленном на его суд домашнем задании – выпечке в национальных традициях кто-то из экспертов жюри в ответ на наш бесхитростный вопрос «Ну как» высказался еще проще: «Попробуйте сами, угощаем, язык проглотите». Из солидарности со зрителями, у коих, и без всяких обид, по усам текло, а в рот не попало, мы от дегустации отказались, поверив жюри на слово. Между тем новое «Кулинарное путешествие» по географии своей оказалось не менее захватывающим, чем прошлогоднее. С Верхней Волги отправились мы аж в Казахстан, из Средней Азии – на Кавказ, северный и южный. Оттуда через Татарстан вкусный маршрут вел нас в Белоруссию, чтобы в финале круто завернуть в гости  к чеченцам и ингушам. О вкусах спорить бесполезно, и пусть читатели поверят на слово и нам: проигравших здесь, уж точно, не было и быть не могло. Дружно и по заслугам набирали очки казахские лепешки боурсаки, в казане обжаренные в масле, лакомства армянские и лезгинские, осетинский пирог с сыром – в ярославских кафе, говорят, он начинает конкурировать с классической пиццей. А с русским праздничным пирогом с мясом, круглым и румяным, как солнышко, мы уверены, да это было видно и по лицам наших экспертов-дегустаторов, на равных соперничали и белорусские пирожки с грибами, и всему миру известные грузинские лепешки с начинкой хачапури, и халва древних вайнахов – этому нестареющему рецепту не одна тысяча лет. По условиям конкурса хозяюшки не просто давали зрителям полюбоваться творениями рук своих, вынося их на подносах, но и рассказывали, как в домашних условиях может приготовить блюдо национальной кухни любой и каждый.

А через короткую паузу они так же детально и доходчиво раскрывали «Секреты национального костюма». Так назывался  следующий важнейший конкурс – испытание того самого чувства этностиля, присутствие которого только и может дать претенденткам сколько-нибудь реальные шансы на Гран при. Мы видели, один живописнее другого, головные уборы невест на осетинских и белорусских свадьбах. С легкой руки семнадцатилетней Дарьи Ершовой, старшеклассницы школы №40 (где есть школа русской культуры – наши читатели о ней знают), мы поняли, как выглядит похожее на нарядное полотенце, то полузабытое теперь приложение к свадебному головному убору ярославской невесты, какое с давних времен называли веселым словом «ширинка». В номере Марии зрители не отказали себе в редкостном удовольствии полюбоваться настоящим, величественным, как корона, кокошником девушки на выданье. Такие заказывали задорого лучшим мастерам, их не носили в будни, берегли, передавали от матери к дочери из поколение в поколение. О символическом значении цветовой гаммы в костюме армянки и прежде всего красного, символа красоты, плодородия да и самой жизни, толково рассказала Лилит. Элиза представила на конкурс красивое эссе о кинжале в костюме вайнахов - кинжал означает готовность джигита отстаивать свою честь в открытом бою. Их потомки в наши дни называют кинжал в ножнах на поясе «Оружием, которое служит красоте, а не беде». В концовке своего номера Элиза очень к месту напомнила нам интересный факт из биографии Лермонтова. В 1837 году поэт был в Тифлисе в гостях у вдовы Грибоедова Нино Чавчавадзе, и она «в знак памяти, в минуту расставанья» подарила гостю кинжал из коллекции супруга. А на другой день из-под пера Лермонтова вышло стихотворение «Кинжал» («Люблю тебя, булатный мой кинжал»), входящее теперь во все издания избранных сочинений классика русской поэзии.

В творческом конкурсе, самом переживательном для зрителей, оценивались таланты красавиц в разных видах и жанрах искусств, и было заранее ясно, что экспертам придется-таки хорошо потрудиться, чтобы измерить в баллах то, что  принято называть «искрой Божьей». Красивую  современную песню «Ты живи, моя Россия» спела Мария – тронула сердца, поддержала честь родного колледжа культуры, оправдала ожидания своих болельщиков, а главное, понравилась жюри. Отдали должное эксперты и вокальным данным, музыкальности Людмилы – недаром же в школе искусств умудрилась она учиться сразу и пению и игре на фортепиано, и теперь видно, что те труды не пропали даром. Не нами замечено, что натурам артистическим, вообще людям с фантазией, креативным отношением к жизни на этом конкурсе особенно везет. Лилит выступила в жанре, вряд ли известном искусствоведам. В сопровождении звучащих в радиотрансляции стихов о Родине классика армянской поэзии ХХ века Паруйра Севака прямо на сцене нарисовала Лилит карандашный эскиз мужского портрета. Изображенным на нем оказался человек, известный и уважаемый – собственной персоной лидер нашего межнационального содружества, судя по всему, сам не ожидавший такого сюрприза. Приглашенный на сцену, слегка смущенный, Нур-Эл Абдулович под ободряющие аплодисменты зрителей с благодарностью принял презент из рук автора.

В жанре танцевальном тон задала Мунира Думан. Представила на конкурс собственную постановку по мотивам зажигательной, исполняемой в ритмах степной конной скачки, народной пляски казахов «Охотники» и проникновенно лирического, и тоже фольклорного, сольного девичьего танца «Лебедь». Выступила солисткой в слаженной команде своей группы поддержки – сокурсников по театральному институту, учеников его ректора, профессора Сергея Куценко.  Мунира и ее друзья стали на конкурсе достойными соперниками  наших признанных законодателей мод в искусстве народного танца – лезгин, грузин, чеченцев, красавиц с их всегда готовыми ринуться на сцену кавалерами в возрасте от шести лет и старше из ансамблей «Ритмы гор», «Асса», «Имеди», культурного центра «Вайнах». Анастасия Комякова – она стала нашим гидом к истокам   культуры своих предков черкесов, и ее подруга по ансамблю «Ритмы гор» Симона конкурсные номера исполнили с таким драйвом, что после этого вовсе не выглядят слишком пафосными слова из резюме, сказанные о себе Анастасией с уверенностью примы - балерины: «Живу танцем». Элиза со своими джигитами показала композицию из репертуара государственных ансамблей – одну из версий старинного танца вайнахов «У ручья». Мы посмотрели целый спектакль с Элизой в роли  невесты. После ее встречи у ручья с будущим женихом невесту похищали, завернув в бурку. В финале она выходила к ручью снова, чтобы по мудрому обычаю горцев сделать свой свободный выбор: вернуться домой к родителям или, как поступила героиня Элизы, бросить жениху белый платок в знак  согласия на брак. На зависть звездам зажигала и Камиля – под гармонные наигрыши взбодрила всех своим коронным стремительным, как вспышка света, номером, полным жизнерадостного юмора и азарта. Лауреат  «Ярославской весны» Дарья Ершова, как шутят ее близкие, танцевать научилась раньше, чем ходить. Баллы на конкурсе красавиц под аплодисменты  верных поклонников ее дара уверенно набирала Дарья, разыграв вместе со сверстниками из школы русской культуры веселую ярмарочную потеху, поставленную по стихам Некрасова и другим, столь же надежным источникам из истории русской ярмарочной культуры - с разудалой «Барыней» под занавес. Всех растрогала до слез тезка Ершовой из общества русско-белорусской дружбы «Сяброуства» Дарья Белова. С выражением прочитав у микрофона стихи собственного сочинения, посвященные маме, с пожеланием ей «счастья, мира, добра», автор спустилась в зал и к полному восторгу зрителей вручила стихи своей героине, сидящей в первом ряду маме -  Елене Валентиновне Овсянниковой.         

Завершал конкурсную программу «сказочный бал настоящих принцесс». Так назвал заключительное дефиле красавиц в вечерних туалетах ведущий конкурса, выпускник театрального института, представитель казахской диаспоры Аман Хаиров. Тот самый случай, когда человек «в теме» и знает, о чем говорит: в учебных спектаклях, мы слышали, доводилось ему  играть и женские роли. Придерживаясь предписанного ведущему условиями конкурса нейтралитета в оценках, Аман все же умудрился высказаться от себя во славу красоты и, как видим, сделал это с завидной деликатностью, одарил красавиц столь щедрым, одним на всех, комплиментом: «настоящие принцессы». Первую устную рецензию на то, как умеют юные конкурсантки носить вечерние платья в пол, сохраняя девичью стать и грацию, услышали они, и еще до того, как начались награждения, от постановщика дефиле, руководителя одного из ярославских модельных агентств Ольги Гнездиловой.

- Вы умницы, в вас есть достоинство и нежность, я вами довольна, - постаралась она обойтись без лишних слов.

Церемонию награждения зал смотрел, затаив дыхание. Здесь не бывает проигравших, здесь все лучшие, каждая лучшая на свой лад. Поздравлять победительниц председателю жюри помогали целой бригадой – лидер межнационального содружества Нур-Эл Хасиев, победительницы конкурсов прошлых лет Хафиза и Айганым. Вот они, наши прекрасные мисс конкурса – 2015: мисс Этностиль – Тинатин Кучулория; Нежность – Шохсанам Тошева; мисс Грация – Камиля Шакирова; Элегантность – Анастасия Комякова; Индивидуальность – Людмила Сидакова; Романтичность – Мария Румянцева; Очарование – Дарья Белова; мисс Традиция – Симона Мурадова; Оригинальность – Мунира Думан. Приз «Мисс Талант» присужден Дарье Ершовой; приз «Национальное блюдо» и специальную награду информационного спонсора конкурса газеты «Комсомольская правда» принимала Лилит Агаханян – приглашение на праздничный ужин в ресторан с жизнеутверждающим названием «Счастье есть!». Приз зрительских симпатий завоевала Элиза Тумгоева. Оценки зрителей и жюри совпали! Элиза стала и обладательницей Гран при конкурса «Мисс Ассамблея народов России – 2015». По традиции межнациональное содружество наградило победительницу комплектом женских золотых украшений с бриллиантами – кольцом и подвеской в виде короны. После награждения поздравить мисс мог каждый, поднявшись из зала на сцену. В этом праздничном столпотворении наш корреспондент попросил первую мисс ассамблеи представиться читателям журнала «Содружество культур». Вот что в стиле блиц-интервью сказала Элиза:

- Недавно я окончила колледж и поступила в Демидовский университет, хочу стать экономистом. Я член объединения «Дош», общаемся со сверстниками из других молодежных организаций, участвую в общественной жизни города. На дорогах, которые мы выбираем, главной ценностью считаю семью. Всегда была и остаюсь оптимисткой, живу под девизом: «Каждый будущий момент жизни счастливее для тебя, чем предыдущий». Все еще нахожусь под благотворным воздействием недавно прочитанной, очень доброй и умной  книги Сент-Экзюпери «Маленький принц».  Кто мой любимый поэт, наверное, нетрудно было догадаться по ходу конкурса «Секреты национального костюма», когда я рассказывала о предыстории стихотворения Лермонтова «Кинжал». Но если бы вы меня спросили о моем любимом композиторе, то такой, казалось бы, простой вопрос, может быть, застал бы меня врасплох. Я окончила по классу фортепиано школу искусств, без музыки жизни своей не представляю, а близка мне  та музыка, какая в данное время отвечает моему душевному настрою.

 Наш вопрос о последних жизненных огорчениях заставил Элизу задуматься: они есть, но говорить о них сейчас она не хочет – просто не то настроение. Зато уж на итоговый вопрос интервью о самой большой последней радости в жизни мисс Ассамблея ответила почти мгновенно: эти вот счастливые минуты, искренняя радость от того, что она, Элиза Тумгоева, оправдала ожидания всех, кто желал ей победы на конкурсе.

Юлиан Надеждин.   

публикация из журнала "Содружество культур" № 13

Фоторепортаж

12.11.2015, 2212 просмотров.

 
Журнал № 35
Copyright © Корпорация. Работает на HostCMS