Большая стройка «Саманидов»

В рамках проекта "Культура во имя мира" готовится к выпуску "Атлас национальных культур" . Предлагаем Вашему вниманию статью нашего корреспондента о таджикской культуре.

"Таджикский национальный культурный центр «Саманиды» юридический статус получил в 2002 году. Численность таджикской диаспоры в Ярославской области по Всероссийской переписи населения 2010 года более 1200 человек. Председатель совета культурного центра «Саманиды» Рустам Мирзоходжаев.

В далёкий Таджикистан любой ярославец может попасть, никуда из города не выезжая – просто заглянув в павильон этой республики на ежегодном форуме-фестивале этнокультур в городском выставочном комплексе «Старый город». Там вас первым делом усадят на ковёр чайку попить из пиалы со сладкой лепёшкой под  диковинным названием «нон». Скорее всего вы сразу же окажетесь в окружении ребятишек самого  разного возраста, одетых по-праздничному и обязательно в тюбетейках, расшитых замысловатым народным орнаментом. Ручной работы в этой домашней гостиной будет всё – халаты, скатерти, столик, за которым вы сидите. «Всё, кроме знамени, - не преминет с улыбкой уточнить хозяюшка -  куратор павильона из актива культурного центра «Саманиды», показывая на трёхцветный красно-бело-зелёный Государственный флаг Республики Таджикистан. А затем жестом факира с таинственным видом откинет хозяюшка атласный полог, и вы увидите нарядную резную деревянную колыбель таджиков. Её конструкция, как и орнаменты, мало изменились со времён их великих соотечественников философа, врача и просветителя  Ибн – Сины (Авиценны), поэтов Низами, Фирдоуси, Омара Хайяма. Можно слегка тронуть колыбель, и она плавно закачается, словно в такт протяжной материнской песне.

Таджиков лучше всего узнаешь в домашней обстановке – всё держится у них на памяти о родовых корнях, на больших дружных семьях, на взаимных обязательствах родственников не оставлять друг друга без помощи в трудную минуту, на повседневных заботах о приобщении детей к вере и образованию. На таком отношении взрослых к детям, когда, как издревле заведено у таджиков, с гордостью говорят о детях: «наш привилегированный класс». Так было и так будет на исторической родине, где жили они веками, так стараются жить они, и оказавшись  далеко от дома. Как сейчас в России в начале третьего тысячелетия, когда вынуждены они искать счастья, а чаще всего просто заработка, чтобы хоть как-то прокормить семью. «Город у вас хороший, спокойный», - так рассуждает строитель Баходур, уроженец Душанбе, приехавший в Ярославль на заработки. – «С простыми людьми легко нахожу общий язык. Появился бы какой-то хотя бы самый малый шанс, остался бы здесь. Дом построил бы». В ярославской таджикской диаспоре знают, что так думает далеко не он один. Кому-то этот шанс уже выпал. В области у нас сейчас больше десятка многодетных таджикских семей, где родители – граждане России и по закону пользуются государственной  поддержкой. По соглашению, подписанному между нашими странами, 140 таджикских студентов учатся на бюджетной основе, то есть бесплатно, за счёт России, на разных факультетах технического университета. У многих из них жизненные планы, как у Баходура, остаться здесь, найти работу по специальности, может быть, завести семью. Среди трудовых мигрантов этой диаспоры больше всего строителей – в Ярославле, Переславле-Залесском, Рыбинске, Ростове  сдают под ключ коттеджи, многоквартирные дома, обустраивают дворы новостроек. Делают всё чисто и быстро, строят красиво и надолго, это у них в генах. Это их дальние предки возвели нынешние, на весь мир известные города-музеи Бухару, Самарканд, Пенджикент, Ходжент с их ансамблями цитаделей, мечетей, мавзолеев, украшенных не выгорающими на солнце росписями и цветными изразцами. Дорожат честью наследственной профессии – вот почему таджикская молодёжь всё так цепко воспринимает на строительной площадке. За пять-шесть лет из подсобных рабочих вырастают мастера высокой квалификации, не только каменщики, а прежде всего отделочники – штукатуры, маляры, плиточники. Кто-то из переселенцев трудится в сельском хозяйстве, механизаторами-полеводами, шофёрами, механиками на фермах. Недавно два десятка таджиков, в основном с семьями, стали овощеводами в «Туношне», хозяйстве с доброй репутацией у ярославцев. В Некрасовском, Переславском, Даниловском районах появились первые таджики-фермеры, выращивают бычков, ухаживают за овцами местной романовской породы. Не забудем, что у всех  у них позади  гражданская война, разруха, безработица, бесприютность, у многих потеря близких. Для помощи переселенцам в обустройстве на новом месте, да и чтобы не забыли их дети, родившиеся в Ярославле,  кто они и откуда родом, и создан был культурный центр «Саманиды». Его  название напоминает им о древнем государстве, где в IХ – Х веках  и сложилось этническое ядро таджиков. Сто лет жили они тогда мирной жизнью – расцветали поливное  земледелие, ремёсла, горное дело. То была для таджиков подлинная эпоха Возрождения, давшая миру великое искусство, гениев-просветителей. Понятно, что переселенцам поначалу бывает не до высоких материй. Здесь, в культурном центре диаспоры, плюс к  информации, полученной  на консультациях у специалистов УФМС, впервые узнают они о неписаных житейских правилах, и не просто выживания – достойной жизни вдали от дома: не соглашайся на работу без договора, вкалывай на совесть, не обращай  внимания на косые взгляды обывателей: «Понаехали тут…», а тем более не лезь в уличную драку. Есть и ещё одно правило, которому учит диаспора вновь прибывших: уважать закон, ни по какому поводу не ссориться с блюстителями порядка и ни в коем случае не поддаваться обещаниям златых гор торговцев «травкой». Одно из недавних заседаний общественного совета при УФМС по Ярославской области, куда входит и руководитель  культурного центра «Саманиды» Рустам Мирзоходжаев, по его настоятельной просьбе проходило в соборной мечети. Сюда отлично знают дорогу ярославские таджики разных поколений, среди них много крепко подкованных в вопросах веры мусульман. Речь на выездном заседании  шла о новых, более жёстких требованиях к трудовым мигрантам и их работодателям – к регистрации по месту жительства, к оформлению разрешения на работу, в том числе и по патентам у физических лиц, к получению сертификатов теми, кто прошёл курсы русского языка. Три года назад, и тоже по инициативе культурного центра таджиков, такие курсы в Ярославле были открыты – школа русского языка в медресе при соборной мечети, и вскоре первая десятка её слушателей получила сертификаты государственного образца.

В актив культурного центра входят люди, особо  уважаемые в диаспоре, некоторые из них хорошо известны в Ярославле и за его пределами. Таких много, формат атласа не позволяет отметить  всех достойных, назовём только некоторых: директора медресе, выпускника факультета востоковедения  Государственного университета в Душанбе, обладателя красного диплома этого вуза Мусу Исаева; врача-травматолога Соловьёвской больницы Эраджа Рахимова, закончившего на родине мединститут имени Ибн-Сины и аспирантуру Ярославской медакадемии, чемпиона мира и Европы по боевому самбо; назовём одного из его наставников в спорте, тренера по дзюдо и самбо Ярославской школы олимпийского резерва, воспитавшего двух чемпионов мира Хусейна Каримова; руководителя реставрационных работ на их самом важном участке восстановления купола и минарета соборной мечети Мухаммадзима Фатоева; классного специалиста дорожного строительства, руководителя ООО «Престижстрой» Олимжона Яздонова и завершающего наш далеко не полный перечень самых достойных – ярославского таксиста Абдулкадира Шарипова, одного из тех людей, кто в таджикской диаспоре пользуется репутацией мудрого аксакала.

Своё 10-летие культурный центр «Саманиды» отметил большим праздником; это был День таджикской культуры с участием Чрезвычайного и Полномочного посла Республики Таджикистан в Российской Федерации Абдулмаджида Достиева, лидеров таджикских диаспор разных регионов, актива ярославского отделения Ассамблеи народов России. Гости увидели в тот день выставку национальных ремёсел, концертную программу, как писала пресса, «окрашенную национальным колоритом», а в спортивной части праздника показали своё искусство борцы стиля «гуштингири» - таджикского варианта самбо. Вместе с артистами из Москвы и других городов с успехом выступал и вокально-инструментальный ансамбль культурного центра «Саманиды» «Зафар», что в переводе с таджикского означает «Победа». Ещё одним подарком гостям праздника стал большой казан горячего душистого плова, по старинному рецепту приправленного барбарисом, семенами горного цветка зира.

 Как много у ярославских таджиков настоящих друзей, особенно хорошо видно в дни Новруза. Месяц март в диаспоре – время подготовки к этому главному национальному празднику таджиков. «Новруз» – «новый день», приходится он на день весеннего равноденствия 21 марта и начало сельскохозяйственных работ. У крестьян в Средней Азии это и в наши дни примиряющий всех праздник первой борозды. В семьях таджиков, куда бы их ни забрасывала судьба, загодя – в ящики, кастрюли, тарелки с землёй – высевают зёрна пшеницы, чтобы в свой срок зазеленела она изумрудной порослью. На день Новруза зёрна по особому рецепту  варят с сахаром – древний обычай, красивый и наверняка очень вкусный. Есть поверье: по тому, дружно ли в домашних условиях  взошли злаки, аксакалы предсказывали, каким будет урожай.

В начале второго десятилетия нового века по предложению правительств стран Ближнего и Среднего Востока (Таджикистан был в их числе) Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 21 марта Международным днём Новруз. Той же весной один из древнейших праздников на Земле  впервые отмечался и в Ярославле как праздник для всех – под открытым небом, на площади перед бывшим кинотеатром «Волга», где региональное отделение Ассамблеи народов России планировало тогда развернуть центр этнокультур «Содружество». В тысячелетнем русском городе отмечали Новруз вовсе не как полузабытый ритуал для узкого круга посвящённых. Праздник получился добрый и радостный, с человеческим лицом, понятный любому – весеннего пробуждения всего живого. Расчищенная от сугробов и наледи площадь, овеянная запахами плова, шашлыка, сдобных восточных сладостей, стала местом многоязычной  фольклорной массовки с песнями и танцами, ходьбой по канату, выступлениями ашуга, а не менее зажигательным продолжением её стали поединки борцов на поясах в спортивном комплексе «Атлант». Новруз в Ярославле отмечала в тот день вся таджикская диаспора средней полосы России. Всегда желанный гость культурного центра «Саманиды» им снова  стал посол Таджикистана в России  Достиев. Дела в Ярославле были у него тогда не только праздничные, прибыл с деловым предложением к правительству региона: местная диаспора готова силами трудовых мигрантов сделать что-то реальное для развития агропрома области – например, освоить какие-то  пустующие  угодья в сельской глубинке  Ярославского края. В правительстве области предложение господина посла после  заинтересованного  обсуждения  было  принято в качестве весьма перспективной заявки  на будущее.

С тех пор ярославская община таджиков отмечает Новруз каждый год. К этому дню полагается затопить баньку, прибраться в доме, отдать долги, помириться с обидчиками; на то он и «Новый день», чтобы привести в порядок душу и тело. Меняются времена, но заповеди Новруза остаются неизменными: думай  о хорошем, не злословь, делай добрые дела, в будущее смотри с надеждой, и тогда в твоей жизни добро восторжествует над злом.

Председатель совета таджикского культурного центра «Саманиды» Рустам Мирзоходжаев.

Родился 1 января 1964 года в Таджикистане в семье учителя. Среднюю школу окончил на родине, а для получения высшего образования отправился в дальние края. Приехав в 1983 году в Ярославль, поступил на автомеханический факультет политехнического института. Проучившись один год, перешёл на вечернее отделение. Шагнул ступенькой ниже,  чтобы в ПТУ приобрести навыки  рабочей профессии и поскорей начать зарабатывать на жизнь самостоятельно. Выпускником профтехучилища №18 с дипломом монтажника радиоаппаратуры пришёл на Ярославский радиозавод – шестнадцать лет он проработал там механиком. В 1985 году был призван в ряды Вооружённых Сил СССР, службу проходил во внутренних войсках в городе Красноярске. После демобилизации вернулся в Ярославль, продолжив учёбу в политехническом институте и работу на радиозаводе. В 1991 году Мирзоходжаев получил высшее образование. В возрасте под сорок лет основал небольшой бизнес. Человек открытый и добросердечный, он никогда не отказывает страждущим в поддержке, в меру собственных сил помогая им словом и делом.  Многие годы занимается общественной работой. В начале нового столетия, когда пошла очередная волна трудовой миграции таджиков в Россию, он стал одним из инициаторов создания культурного центра «Саманиды», в открытии которого принимала участие  целая делегация посольства Таджикской республики в Москве – такой важности было событие.

 Прихожанином Ярославской соборной мечети Рустам Мирзоходжаев стал ещё в те времена, когда пятничный намаз проходил в комнате пять на десять метров. После того, как  мечеть полностью передали мусульманам, её возрождению  помогал он   активным участием в субботниках  прихожан на разборке перегородок классов бывшей школы, в расчистке подворья мечети от мусора,  в реставрационных работах  в её историческом здании. На строительстве медресе при мечети Рустаму как человеку авторитетному в диаспоре было поручено наладить его финансирование. Обратился к ярославским таджикам – откликнулись, а когда поделиться им было уже не чем, за помощью обратился к московским друзьям. Двухэтажное здание медресе было построено за год. Пришло время и Мирзоходжаева ввели в совет Исламской религиозной организации мусульман (ИРОМ). В его составе  находится он и по сей день, не имея, как сам при случае образно говорит, от сохранения в ней своего статус-кво «никаких личных выгод и дивидендов».

Заслуги перед таджикской диаспорой и межнациональным содружеством председателя культурного центра «Саманиды» были неоднократно оценены по достоинству. В его наградном листе есть диплом Ассамблеи народов России, почётные грамоты губернатора Ярославской области – к 10-летию культурного центра таджиков и председателя Духовного управления  мусульман  Европейской части России муфтия Равиля Гайнутдина – за участие в восстановлении Ярославской соборной мечети, юбилейный знак к 1000–летию города Ярославля» - за вклад в его подготовку. Есть и знак «Отличник народного образования Республики Таджикистан» - так отмечена неустанная сердобольная забота сына учителя Рустама Мирзоходжаева  о том, чтобы, несмотря на все трудности, дети из семей ярославских таджиков не отставали в учёбе.

Он член координационного совета по межнациональным отношениям при губернаторе области, совета регионального отделения Ассамблеи народов России и ещё двух общественных советов – при посольстве Республики Таджикистан в Российской Федерации и при управлении Федеральной миграционной службы по Ярославской области".

09.07.2015, 1740 просмотров.

 
Журнал № 35
Copyright © Корпорация. Работает на HostCMS