Б. Н. Колодиж . Дружба советских народов как фактор победы в Великой Отечественной войне

На Всероссийском этнокультурном форуме « Регионы России в единстве разнообразия», состоявшемся 18 октября 2019 года в Ярославле, работали три  секции (дискуссионные площадки) по проблемам и положительным практикам реализации государственной национальной политики в регионах России , а также Круглый стол на тему «Дружба советских народов как фактор Великой победы 1945 года».

Ниже публикуется текст выступления на Круглом столе его модератора Б. Н. Колодижа.

 

 

Дружба советских народов как фактор победы в Великой Отечественной войне.

 

В следующем 2020 году Россия будет отмечать 75-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

Это событие не только общероссийского, но и всемирно-исторического значения, ибо именно русский и все другие народы Советского Союза внесли решающий вклад в разгром германского фашизма во Второй Мировой войне.

Событие это может и должно стать приоритетным в деятельности национально-культурных общественных объединений, входящих в состав Ассамблеи народов России, всех структур гражданского общества, поскольку победа в самой кровопролитной войне ХХ века занимает доминирующее место в исторической памяти бывшего советского и российского народов, как свидетельство великой силы идеи дружбы и братства народов в их высших проявлениях - защите Отечества.

В едином героическом порыве, ценой запредельных усилий и жертв, на фронте и в тылу, в труде и в бою, одержал многонациональный советский народ, народ народов, победу в Великой Отечественной войне.

В ответ на вопрос социологов «Левада-центра», «Какие события и явления в истории нашей страны вызывают у Вас чувство гордости?» опрошенные во всероссийском исследовании назвали,  прежде всего, «победу в Великой Отечественной войне 1942-1945 гг.». Самой значимой Великую победу 1945 года назвали 87% опрошенных.

 

В то время как «ведущую роль страны в освоении космоса» назвали 50% опрошенных , «возвращение Крыма в состав РФ» - 45%, «великую русскую литературу» - 40% , «достижения российской науки» -37% и « славу русского оружия» - 36%.

 

Даже со значительным отрывом в этом рейтинге особо значимых событий и явлений Отечественной истории следует:

- «превращение страны в советское время в одну из ведущих промышленных держав в мире» - 32%

- «Моральные качества русского человека ...» - 24%

- Великие русские путешественники, первопроходцы» - 24%

- Стабилизация страны при Путине, раст экономики» - 18%

- Борьба с татаро- монгольским игом , защита Европы от нашествия с Востока» - 16%

- «Передовой строй , советское бесклассовое общество» - 14%

- «Подвижничество русских святых» - 12%

- «Дух русской вольницы, свободолюбие» -10%

- «Нравственный авторитет русской интеллигенции» - 8%

- «перестройка , начало рыночных реформ»- назвали только 5% опрошенных.

 

Таким образом, несмотря на удаленность во времени, победа в Великой Отечественной войне продолжает служить важнейшим из самых значимых факторов формирования общероссийского гражданского самосознания, чувств гордости за свою страну, патриотизма как общенациональной идеи.

Не случайно акция «Бессмертный полк» нашла столь широкий всеобщи отклик в умах и сердцах людей всех поколений россиян и всех народов России.

В том же всероссийском исследовании на вопрос социологов «Есть (или были) в вашей семье участники Великой Отечественной войны ?» «да» ответили свыше 80% опрошенных, «нет»-16% и « не знаю»- только 3%.

На вопрос «Есть ли в вашей семье погибшие или пропавшие безвести во время этой войны (на фронте, в плену, во время карательных операций, во время бомбардировок, блокады и т. п.) « да» ответили 58% опрошенных, «нет»-33% и «не знаю»-9%.

Как видим, Великая Отечественная война продолжает оставлять самый глубокий след в умах и сердцах людей. В путанной, неустоявшейся, ещё формирующейся системе ценностей общественного сознания, свойственной периоду смены эпох, где настоящее присутствует рядом с прошлым, Великая победа 1945 года остаётся доминантной базовой ценностью, скрепляющей гражданскую идентичность российского народа.

В памяти 80% российских семей продолжают присутствовать ее участники, почти 60% семей помнят о своих погибших в годы войны...

«Какие чувства вызывает у вас День Победы?»,- спросили далее социологи.

«Радость в связи с тем, что наша страна одержала победу в Великой войне», - ответили 48% опрошенных.

Для 21% опрошенных, каждого пятого,- это чувство «скорби по поводу миллионов погибших в этой войне».

Для 30% опрошенных, каждого третьего,- это чувства «радости» и «скорби» « в равной мере».

Затруднился ответить на этот вопрос только 1% опрошенных.

Наконец, на вопрос «...Как лучше всего было бы отмечать День победы над Германией?» респонденты ответили:

-«парадами, шествиями, салютами, официальными приёмами»- 42%

-«заботой о ветеранах войны»-35%

-«укреплением мира, ликвидацией всех вооружённых конфликтов»-20%

- затруднились ответить -4%

Таким образом, День Победы видится в общественном мнении в качестве всенародного торжества «радости» и «скорби», как праздник «со слезами на глазах», сопровождающийся не только «парадиками и салютами», но и реальной «заботой о ветеранах войны».

И желательно, добавим мы, без милитаристских заявлений типа: «можем повторить», а также демонстраций новейших видов смертоносного оружия, для побуждения, к уважению через устрашение...

 

День Победы - не для того, что мы «можем повторить», а для того, чтобы это «не могло повториться никогда!»

 

Что-то перестала звучать в публичном пространстве песня – реквием на слова Евгения Евтушенко «Хотят ли русские войны?», отсылающая нас к ответу на этот вопрос к «тишине» над тысячами братских могил, к «матерям», что не дождались с войны своих сыновей, и «солдатам», что «под березами лежат».

День Победы – это не только «парады» и «салюты», но и призыв к миру без вражды и насилия, противодействию ненависти и экстремизму, отстаиванию идей добрососедства и дружбы народов.

Нельзя не замечать, что в последние годы тема дружбы народов как важнейшего условия победы над фашизмом в Великой Отечественной войне стала исчезать из актуального научного и массового политического дискурса. Возникает порой ощущение, что Великая Победа приватизируется теми, кто к ней имеет опосредованное отношение, кто использует историческую память всего многонационального советского народ, то есть всех народов России и стран СНГ, в текущих политических целях.

Из публикаций последних лет, где эта тема была достойно представлена, можно, пожалуй, назвать только книгу Рамазана Гаджимурадовича Абдулатипова «Дружба народов и Великая Победа 1945 года», изданную в 2010 году в серии «Библиотека Ассамблеи народов России».

Может быть,- справедливо замечает Рамазан Абдулатипов,- отсутствие должной обращенности к опыту дружбы советских народов в годы Великой Отечественной войны, и привело к тому, что в России получили распространение бациллы ксенофобии, национализма и этнорелигиозного экстремизма, что недопустимо в стране, победившей фашизм ценой невиданных в новейшей истории жертв.

Опыт дружбы народов в победе над фашизмом обретает принципиально зримые и соответствующие историческим реалиям черты, когда он определяется не только обобщенным понятием «единый советский народ», как идеологической конструкцией, а конкретным вкладом в общую победу над врагом каждого отдельного народа, независимо от его численности, и каждого его воина - от солдата до маршала.

В каждом из дней войны, в каждом бою и каждом сражении проявились и крепли узы боевого содружества, узы дружбы и братства бойцов и командиров всех национальностей во всех подразделениях и родах войск, где побратимство рождалось и крепло в совместно пролитой крови за честь и достоинство своей Отчизны.

 

В самые трудные и решающие дни сражений, определявших исход Великой Отечественной войны, с особой силой проявилось мобилизующее монолитное единство русского и всех других народов Советской страны.

В период Сталинградской битвы, 31 октября 1942 года в газете «Правда» была опубликована передовая статья под заголовком «Боевое братство народов Советского Союза», в которой говорилось:

«Народы мира говорят о «суде Сталинграда». Не видела еще никогда история человечества такой самоотверженной обороны, такого героического упорства. А кто защищает Сталинград? Русские люди - рядом с украинцами и белорусами, рядом с узбеками, грузинами, азербайджанцами, сынами всей многонациональной Советской державы. «За Родину! Ни шагу назад!» - с этим лозунгом идут в бой защитники Сталинграда…Нет дружбы сильнее побратимства…на святом деле защиты Отечества…»

Великая битва на Волге, начавшись в середине лета 1942 года, непрерывно продолжалась шесть с половиной месяцев. Защитники Сталинграда явили миру небывалую жизнестойкость и бесстрашие в борьбе с врагом.

…Небольшая группа советских гвардейцев под командой сержанта Я.Ф. Павлова, а затем лейтенанта И.Ф. Афанасьева, около двух месяцев  обороняла четырехэтажный дом, ставший неприступной для врага крепостью. «Дом Павлова» отстаивали воины 33 национальностей, в их числе 21 русский, шесть украинцев, грузин, узбек, казах, еврей, таджик, татарин…

Вся страна узнала тогда и о подвиге 11 славных сынов Востока - девяти узбеков, казаха и татарина. Обороняя высоту, они преградили путь противнику, который в 30 раз превышал их по численности. Высота, где все они пали смертью храбрых, была названа высотою Одиннадцати героев Востока.

 

В Великой битве на Волге участвовали и специальные национальные формирования, среди которых особенно отличилась 38-я казацкая дивизия, получившая позднее наименование 73-й гвардейской Сталинградской Дивизии, 76-я армейская горнострелковая дивизия, преобразованная в ноябре 1942 года в 51-ю гвардейскую стрелковую дивизию.

 

Бессмертным героем Сталинградской битвы стал украинец Михаил Паникаха , у которого в одном из жестоких поединков с гитлеровским танком в руке загорелась бутылка с горючей смесью- пламя мгновенно охватило отважного воина- и тогда он схватил другую бутылку и живым факелом ринулся на вражеский танк.

 

В дни Сталинградской битвы дружба народов выдержала самые суровые испытания на прочность.

В дни присвоения Сталинграду звания города-героя, с вручением городу ордена Ленина и медали «Золотая звезда», в своем приветствии от имени Советского правительства А.Н. Косыгин сказал:

«Сталинградская битва произошла в тот период войны, когда гитлеровская пропаганда особенно усердствовала в неуклюжих попытках посеять национальную рознь между народами Родины нашей, великой страны, противопоставить народы друг другу. Сталинград был достойным ответом на эти происки врага. Здесь вновь проявилось единство всех народов нашей страны, боевое братство воинов различных национальностей. Дружба народов Советского Союза - русских, украинцев, белоусов, узбеков, казахов, грузин, азербайджанцев, литовцев, молдаван, латышей, эстонцев, представителей всех национальностей- является важнейшим завоеванием нашего социалистического государства. Эта дружба была одним из решающих факторов в войне…»

Таким же примером великой силы межнационального единства стала героическая оборона Брестской крепости памятного лета 1941 года, которой за исключительные заслуги перед Родиной было присвоено почетное звание «Крепость-герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда».

Уже в первые дни начала войны из различных армейских частей и подразделений, курсантов и пограничников общими усилиями были организованы сводные отряды обороны со своими командирами и штабами, превратившими Брестскую крепость в неприступную Цитадель, ставшую легендой не только советской и российской истории, но и истории мировых войн.

Окруженные многократно превосходящими силами врага, подвергнутые тотальной блокаде, оказавшись огненным островом в тылу продвигавшихся на Восток гитлеровских войск, под непрерывным огнем артиллерии, авиации и танков, штурмовали атаками пехоты с применением огнеметов, от жара которых плавились кирпичи, и удушающих слезоточивых газов, защитники крепости над Бугом в течение тридцати дней июня-июля 41 года стояли насмерть до последнего патрона, последней гранаты,  последнего вздоха.

Оборона крепости была столь геройски непоколебимой, что немцам пришлось для пополнения своих частей вызывать дополнительные силы артиллерии и авиации.

Подвиг героев обороны Брестской крепости навечно вписан в наших сердцах и памяти.  Их подвиг жив, неповторим, вечен. Сотни их имен вписаны в гранитные плиты мемориала памяти. Среди них бойцы и командиры более тридцати национальностей. Среди них командир сводного отряда обороны майор Петр Михайлович Гаврилов, удостоенный за мужество и героизм, проявленные в защите Брестской крепости, звания Героя Советского Союза – русский ; заместитель командира сводного отряда обороны, полковой комиссар Ефим Моисеевич Фомин. Посмертно награжденным орденом Ленина,- еврей; не раз ходивший в контратаку на врага, заместитель политрука Самвел Матвоян – армянин; начальник штаба сводной обороны, старший лейтенант А.И. Семененко,- украинец,- всех не перечесть.

Среди них и двадцать шесть наших земляков-ярославцев, в том числе - начальник штаба обороны Восточного фронта Брестской крепости капитан К.Ф. Касаткин.

20.11.2019, 1232 просмотра.

Добавить комментарий

Имя
E-mail
Телефон
Тема
Комментарий
Оценка
Показать другое число
Контрольное число*
 
Журнал № 35
Copyright © Корпорация. Работает на HostCMS